Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
09:00, 20 июня 2013

Антон ДОЛИН: «Самое нравственное кино — в Голливуде»

Бизнес-ланч, Истории, Кафе 8 чашек, Общепит, Общество

Известный киновед и кинокритик, побывавший недавно в Калуге, в интервью нашему порталу рассказал о том, что творится сегодня в кинематографе.

Читайте также послевкусие: фокусники, вампиры и гомосеки

Мы встретились в одной из городских кофеен и уже в самом начале выяснили, что в Калуге Антон Долин последний раз был уже много лет назад, когда приезжал в наш город к своим родственникам. Он хорошо осведомлен, какие фильмы и сериалы в разное время снимались у нас.

- Недалеко от Москвы, а потому недорого. Здесь многое сохранилось, - заметил он.

- Антон, сейчас многие кинокритики становятся программными директорами различных фестивалей. Андрей Плахов, например. Вам не предлагали заняться этим делом?

- Мне десятки раз предлагали составлять программу для кинофестивалей. Но я отказываюсь. Делать фестиваль по-настоящему – значит только этим и заниматься, целый год искать фильмы, которые не были представлены на других фестивалях. Меня звали на московский фестиваль, но это работа в коллективе большом, это колоссальный труд, колоссальная ответственность и предсказуемый результат, потому что не сделать все равно как в Каннах и Венеции.

- А если добавить еще цензурные запреты, связанные с запретом гей-пропаганды, и, как выяснилось совсем недавно, орального секса…

- Да, это все принято, существует, но пока не вступило в действие. Еще не было ни одного репрессивного действия по отношению к фильмам. Была история с фильмом «Клип», раскрученная в результате как суперскандал. Фильм, я считаю, хороший, и те, кому было интересно, посмотрели его в интернете, но это не фильм для широкой публики.

Пока что никто не запретил ни «Жизнь Адели», ни какое-то другое кино.

А потом они в Думе и минкульте настолько безграмотны, что они могут пропустить что угодно.

И какие-то ограничения – это, наверное, последнее, о чем стоит беспокоиться. На фестивали они не проникают. Думцев волнуют простые зрители, а они на том же фестивале могут проголосовать за оральный, анальный и другой секс, и те никогда не пойдут против, потому что получат враждебную среду, а они популисты.

На самом деле их не волнует ни кино, ни секс, их ничего не волнует, они просто работают на дешевую популярность понятно у каких слоев населения.

А делать лайт версию фестиваля, выбирать фильмы просто мало раскрученные – это только для того, чтобы заработать немного денег и приятно провести время в очередном милом городе. Для самого себя профессионально это ничего нового не дает, и не понимаю, зачем это делать.

Сейчас мне предложили в Нью-Йорке проводить, и я, может быть, соглашусь, потому что Нью-Йорк прекрасное место, и люди там оторваны от настоящего русского кино. Можно было бы привести им пять-семь настоящих фильмов, чтобы они посмотрели.

- А какие, например?

- Прежде всего, привести самые новые. Но прошло пока что полгода, еще могут появиться другие. Посмотрим, что московский кинофестиваль принесет. Еще будет фестиваль в Выборге. Пока это фильм Бори Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», последний фильм Балабанова, я думаю там никто не видел.

Есть фильмы «Труба», «Интимные места», «Небесные жены луговых мари», «Географ глобус пропил». Они интересны каждый по-своему.

- Как вы считаете, формируемая сейчас государственная политика в области кино поможет отечественному кинематографу?

- Это ерунда, Путин и сам это понимает. Это абсурдистская деятельность.

Во Франции, например, помогают всем прокатчикам неголливудского кино, сделанного в любой стране. У нас другая госполитика.

У нас деньги делятся между продюсерами. Конечно, если бы кинотеатрам помогали с дотациями, я думаю, это был бы серьезный аргумент.

А квотирование кинопродукции, когда определенный процент фильмов должен быть отечественным - ужасный закон. Главный вопрос здесь в зрителях. Их силой будут загонять на российское кино, когда, по большому счету смотреть нечего?

Вы видели по РЕН-ТВ интервью, которое Рома Супер взял у Милонова и спросил, какой фильм он смотрел в последнее время? Тот не смог ничего ответить.

У наших борцов за нравственность кино нет никакой базы, они не информированы о том, с чем борются.

Они знают, что кино должно быть нравственным. Но не знают, что это такое и как его сделать.

- А как его сделать нравственным?

- Самое нравственное кино – это то, с чем они сражаются больше всего, хотя это поддельная борьба. Это голливудское кино.

Голливудский кинематограф имеет в своей основе христианскую базу, он учит, как бороться со злом и наказывать его.

Даже такие аутсайдеры как Джармуш и Линч, «Твин Пикс» - это вообще сага о добре и зле, о том, как зло проникает в добро и добро пытается его отторгнуть. А они борются с Голливудом, потому что америкосы, их враги. Они это кино не смотрят, или, наоборот, смотрят, но не способны соединить одно с другим, а другое с третьим, у них эти связи порваны. Они только знают, что американцы – плохо, а нравственность – хорошо. И не понимают, что нет связи между искусством и поведением человека в жизни. Точно так же, как между тем, что человек идет в кино, а потом - пинать гомосеков, или между тем, кто смотрит «Трансформеров-2» - бездарное, но нравственное кино, а потом идет и изменяет жене. Нет в этом никакой связи.

Я встречался с писателем Джонатаном Литтелом и уже опубликовал это интервью. Он сказал интересную вещь – что

новое русское православие сродни новому чеченскому исламу. И то, и другое - ненастоящее. Как и новый русский сталинизм.

Это искусственная конструкция, придуманная для мнимого цементирования нации, для мнимого создания общности. Вот их придумали, и как бы появились некие новые коды, которые объединяют людей. Но это никакие не новые коды, у них нет исторических корней. И те, которые у нас раньше существовали, они тоже были немножко ненастоящие, но хотя бы долго существовали. Мне даже кажется, что это чем-то напоминает субкультуру – православные хоругвеносцы, ряженые казаки - как у панков или готов. У них проблемы с образованием, друзьями, это несчастные люди.

А если к власти сейчас, допустим, придет атеист Прохоров, пройдет 10 лет, и по опросам у нас будут говорить, что 80 процентов страны – атеисты.

- Но вот с видеопиратством у нас тоже думают активно бороться, тоже в помощь кинематографу. Мне почему-то кажется, что в этом главная выгода, прежде всего для крупных кинопроизводителей...

- Они там тоже участвуют. Но ситуация более глубокая. Борьба с пиратством – мировая норма, все с ним борются.

- В Европе, наверное, лучше ситуация с качественной dvd-продукцией, в том числе с авторским кино, поэтому воруют меньше?

- И с онлайн-кинотеатрами лучше. Но это вопрос курицы и яйца. У них с самого начала законодательная база была, и поэтому они имеют возможность выпускать китайские арт-хаусные фильмы на dvd и не прогорать. А у нас Сэм Клебанов их выпускает, а все уже посмотрели в сети.

Но если вы посмотрите на цены в отечественных онлайн-кинотеатрах, пусть пока там небогатый выбор, они небольшие. Любой человек может себе это позволить.

У нас просто привыкли воровать. Я думаю, борьба с пиратством – это хорошо.

От него страдают все производители кино, в том числе и авторского, потому что у них маленькая зарабатывающая аудитория. Но у них у всех есть компьютеры, они не отягощены никакими моральными нормами, приходят домой, включают кнопку и скачивают…

- Но авторское кино в провинции не идет…

- Я это понимаю, но это не оправдание.

До тех пор, пока местные интеллектуалы будут смотреть кино, скаченное с торрентов, не возникнет стимула, чтобы в провинции это кино показывали.

К тому же Калуга – не самый дальний свет, и ее жители вполне могут заказывать dvd по интернету, ездить в Москву на фестивали и на что-то другое, организовать свой киноклуб, где такое кино показывали бы.

- Киноклуб, кстати, энтузиасты пытаются организовать. А у российских киноклубов есть будущее, как вы думаете?

- Да. У нас просто все разрушилось. Во всем мире киноклубы активно существуют. Это места общения, они издают свои газеты и журналы. Не знаю, перспективно это или нет, но не умрет. Как и попкорновый прокат для подростков.

Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря РУЛЕВА.
За организацию интервью и понимание благодарим замечательную Анну Сенатову!