Граффити Калуги - лютое месиво, безвкусная мазня или искусство? Большой обзор

Граффити Калуги — лютое месиво, безвкусная мазня или искусство? Большой обзор

В эпоху спама и всплывающей рекламы люди научились умело фильтровать информацию. И это касается не только наших смартфонов.

Обращаете ли вы внимание на изрисованные на своём пути заборы и стены? Скорее всего, нет.

Обращаете ли вы внимание на граффити?

Загрузка ... Загрузка ...

Стоит лишь кинуть взгляд на стену очередной хрущевки, как вас посылают на три святые буквы, обвиняют в любви к плотским утехам Катю из 9Б, либо и вовсе — завлекают ступить на скользкую дорожку наркобизнеса.

К счастью, не каждая надпись на стене — это безвкусная мазня…

Уличная живопись — граффити, до сих пор порождает споры относительно того, стоит ли считать это отдельным направлением искусства или актом вандализма.

Может сложиться впечатление, что традиционное уличное граффити, в прямом и переносном смысле, всё глубже и глубже закапывается под землю. Развеем этот миф сразу: искусство граффити живёт и будет жить. Конечно, не без трансформаций.

На смену романтизированной субкультуре райтинга, пропитанной адреналином и запахом метро, приходит культура уличного искусства aka «стрит арта»: художники, нередко с профессиональным образованием, с одобрения властей в своё удовольствие создают муралы на серых многоэтажках.

«Окно Овертона» — первый в России созданный женщиной мурал высотой в 20 этажей. Автор — Виктория Вейсбрут. Калужская художница получила скандальную известность после конкурса проектов для фасада дома № 11 на улице Гагарина в Калуге. Её граффити с изображением первого космонавта Земли стало победителем. Однако сочувствия у большинства калужан не вызвало. Поэтому проект так и не был реализован, а результаты конкурса горуправа аннулировала.

«Трансформаторная будка в ЖК «Палладио» в Калуге.

«Преступным граффити не считаю, более того, в отдельных случаях назову этот вид искусства отличным вариантом благоустройства территории. В Калуге хорошие примеры есть», 

— комментирует градоначальник Дмитрий Денисов

Тем не менее, корни все же криминальны. Как всегда все идет с прогнившего Запада…

Истоки граффити как явления — в США 30-х годов

Граффити выросло из практики «теггинга» — мечения своих границ локальными криминальными группировками.

Теги — это индивидуально разработанные подписи граффитчиков, их автографы и способ коммуникации внутри субкультуры. Настенные росписи считаются самым распространенным и самым древним видом граффити. Расписаться своим псевдонимом на стене — значит заявить о себе: «Я здесь, я есть».

Первоначально используясь как средство контроля над районом, со временем надписи стали появляться на всевозможных движимых и недвижимых объектах.

Типичный вагон метро Нью-Йорка конца 70-х. Благодаря рисункам на вагонах художники из разных районов узнавали о существовании друг друга, поэтому со временем надписи чуть ли не полностью покрывали как внешнюю, так и внутреннюю части поездов. Таким образом, метро стало своеобразным средством коммуникации для малоизвестных (андерграундных) артистов.

Количество художников и стилей росло в геометрической прогрессии, пока к концу прошлого века полиция и власти городов в разных странах не начали вести борьбу с адептами уличного искусства.

В результате андеграундное течение разделилось на несколько направлений: одни художники предпочли коммерцию и ушли в галереи, уступив дорогу ветеранам жанра.

Художник Pure Evil на фоне персональной выставки работ.

Другие — полностью посвятили себя протесту против потребительской культуры и силовых структур.

Например, скандально известный бунтарь KIDULT, личность и мотивы которого окутаны лишь слухами. Славу ему принесли метровые надписи исключительно на фасадах дорогих бутиков Парижа и Нью-Йорка. Наносит он их огнетушителем с краской ядовитого цвета. На всё уходит буквально несколько секунд, вслед за чем художник испаряется.

Ну и конечно легендарный художник Banksy, остросоциальные работы которого продаются на аукционах за миллионы (а затем внезапно самоуничтожаются)

Третьи — продолжили своё ремесло, по-тихому раскрашивая тёмные подворотни, подземные переходы и стены под мостами.

@Marc Vallée

А как у нас, в Калуге?

Чтобы выяснить, как искусство граффити поживает у нас, я выдвинулся на разведку под «гагаринский» мост — одна из самых популярных точек у райтеров города.

Но сначала глянем, что у нас на поверхности…

На одной из стен дома № 42/9 на пересечении Тульской и Николо-Козинской улиц появилась стена памяти Цоя.

@kidmartians88

Автор портрета — Kid Martians. Изображение легендарного музыканта художник сделал к 30-летию со дня его смерти.

Долгое время её укрывал выцветший баннер «Калуга — город надежд!», пропагандирующий семейные ценности.

В итоге, вместо обещанного граффити Циолковского, там появился баннер-мурал с портретом Чижевского. Автор — калужский иллюстратор Алексей Фрей.



Стена на улице Ленина, в сквере у городской думы

В тихом переулке на улице Ленина прячутся первобытные люди.

Неподалеку кто-то откисает в ванне с очень странной пеной.

Не станем нарушать гармонию пары, состоящей из египетского фараона и муравьеда и продолжим прогулку.

Улица Дзержинского. Кусочек наглого вайлдстайла завезли гости из Смоленска.

По пути заскочил на улицу Воскресенскую — она и прилегающие улицы пользуются у художников всех мастей большим спросом.

Излюбленная стена рядом с баром «Частная практика». Некогда на этом месте был «Демон» Врубеля. Сейчас всю стену забомбили всемозможные крю (команды). В том числе и SRC, граффити и теги которых красуются чуть ли не на каждом заборе города.

На удивление, крайний участок стены справа остался пока не тронутым. Готов поспорить, соблазн велик, но жалость к благословенной калужской земле взяла верх.


Во дворе за углом

Заглянул и в Воскресенский переулок

Студенческая стена-фаворит дома 2а у корпуса филфака КГУ долгое время была отличным фоном для фотосессий с зачётками и дипломами.

Сейчас здесь вот так:

Дом начали ремонтировать ещё весной. Постепенно отдирая штукатурку, рабочие добрались и до изображения. Не ясно, что именно их остановило, но в таком состоянии стена находится уже несколько месяцев.

Чеширский кот на стене гаража в Григоровом переулке

Самый простой способ добраться до «гагаринского» моста пешком — спуститься у «шарика». Отсюда до него рукой подать.

Не ищем лёгких путей. Словно главный герой «Божественной комедии», я начал символический спуск в ад — по Набережной улице, постепенно приближаясь к подмосту — месту, скрытому от любопытных глаз.

Панорамный рисунок команды Spraystar, победившей в конкурсе работ.

Идейный замысел разукрашенной от начала до конца стены вдоль Набережной — развитие Калуги в город будущего, движение вверх — к звёздам. Въезжая в Калугу по этой дороге, невольно чувствуешь себя путешественником во времени.

Спускаемся всё ниже и ниже, перемещаясь обратно в прошлое.


Внезапный гипно-медведь

Вот уже и первозданный облик драмтеатра

И Старый Торг — как настоящий

Чуть дальше матрица всё же дала сбой: шов разошёлся прямо на здании шиномонтажа.

Почти дойдя до заветного моста, на трансформаторной подстанции справа появился отголосок Великой Отечественной войны.


Нашумевшее граффити, олицетворяющее подвиг народа-победителя. Портрет по заказу рисовал тульский художник. Недавно изображение испортили вандалы, закрасив нос и рот ветерана чёрной краской. Как видно, лицо победителя уже восстановили.

Спускаемся под мост и тут же встречаем за работой известного калужского райтера Deonis Thekko aka. DEO.

@deonisthekko
Делает последние штрихи

Стиль Деониса — смесь футуристических неопределённых форм и объектов в насыщенных цветах, передающих насущные человеческие проблемы и мысли.

Любимый спот (место) Деониса в последнее время — колонны мостов.

@deonisthekko
Лучше бы он так и остался в пробирке под мостом…

Здесь благоприятная среда для творчества: огромная бетонная площадь в качестве холста, отсутствие случайных зевак и стражей порядка.


Кислотные цвета, дикий стиль букв – фирменный почерк Deo узнаётся на расстоянии.

А на обороте лютое месиво от SKRAWNY — оригинальные черепа от Калужского тату-художника. 1312.

Кто проворнее — забираются порисовать повыше. Не останавливает даже то, что край лестницы висит на высоте нескольких метров.

Погуляв под бесконечным потоком машин сверху, отправляюсь на последнюю точку моего маршрута — дамбу Яченского водохранилища.


По пути видим всем знакомый силуэт и напоминание: большая часть калужских футбольных фанатов болеет за «Спартак».

На месте нас встречает изувеченная лесенка: слои старой краски свисают с бетона, будто лоскуты кожи.

Лакомое местечко сверху уже занято.

На левой стороне снова встречаем работы DEO. Переливаются хромом.

Наконец, здесь можно немного передохнуть, оставив тщетные попытки мысленно развязать узлы из букв. Правда, запах воды, сливающейся из водохранилища рядом, оставляет желать лучшего.

Продолжение следует…

Даниил АРБАТСКИЙ

Расскажите друзьям: