Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:01, 15 сентября 2020

Из Калуги в Заполярье: как дешево съездить на Крайний Север?

Look 24, Городская среда, Истории, Молодежь, Фотографии

Калужский иллюстратор и дизайнер Егор Козырев не ищет легких путей: в свободное время он в компании единомышленников отправляется открывать неизведанные маршруты и оценивать протоптанные дорожки. С читателями "Калуги 24" Егор делится опытом и воспоминаниями о том, как они вместе с "бизонами" пробивались через горы к Северному Ледовитому океану.

Бизоны? Это еще кто?

- Вот уже 7 лет я со своими друзьями хожу в горные походы. Бизонами нас нарек в 2015 году один турист, когда узнал, что вместо того, чтобы идти по нормальной тропинке, мы с друзьями полезли через непроходимые дебри алтайских лесов, чтобы срезать путь. В итоге прозвище прижилось, и мы не раз доказывали, что оно заслужено нами по праву.

Морошка, крабы, красоты. За чем еще ехать в такую даль?

Начать, пожалуй, стоит с беглого описания местности. Наша цель находится на Кольском полуострове в Мурманской области, к востоку от столицы Заполярья. Горы в этом регионе уже совсем небольшие, и правильнее было бы назвать их сопками. Пейзаж практически лишен высокой растительности. Что поделать - север.

В таких климатических условиях все растения стремятся прижаться поближе к земле. Однако именно северные территории России могут похвастать обилием природных богатств, таких как ягоды, грибы, рыба и дичь. Визитной карточкой севера является морошка. В отличии от множества других ягод, эта растет только на севере и в средней полосе не встречается.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть о камчатском крабе. Так что возможность полакомится северными деликатесами – уже повод посетить эти места. Не говоря уже о красивейших видах.

Как добраться?

До Мурманска мы добирались на поезде. На то у нас было несколько причин. Во-первых, так удобнее по таймингу. С поезда мы практически сразу сели на нужный нам автобус. По этой же причине мы предпочли купить все необходимое еще в Калуге, чтобы потом в спешке не бегать по местным магазинам. Единственное, что мы купили в Мурманске – это хлеб и файеры для отпугивания медведей. Зарезервировали их заранее, так что оставалось лишь зайти за ними.

Причина вторая – газ для горелок, который мы также купили заранее. С ним бы нас на самолет не пустили. Да и расстояние сравнительно небольшое: можно прокатиться на старом добром плацкарте, сделать остановку в Медвежьегорске и по традиции купить там вкуснейшей копченой рыбы. В общем, сплошная романтика.

Итак, мы добрались до Мурманска, но это только начало. Наиболее удаленная точка, до которой можно добраться на общественном транспорте – это поселок Туманный. Автобус до поселка ходит раз в два дня и идет примерно четыре часа. Прибывает автобус в 21:30, но, к счастью, ночи здесь в привычном понимании в начале августа нет. Солнце едва садится за горизонт, а через пару часов снова поднимается, и передвигаться можно хоть круглые сутки.

Но долгая дорога в поезде и на автобусе сильно выматывает. Мы решаем встать на ночевку неподалеку от поселка. Завтра начнется наш пеший этап.

Маршрут построен

В этом регионе очень много маршрутов и все они, как правило, проходят по многочисленным озерам. Вот и мы решили пройти по цепи озер, до Кровяного, а дальше по вытекающей из него реке Оленка, которая впадает в океан. В целом, маршрут несложный, горы невысокие, и можно было бы идти по прямой, постоянно набирая и спуская, если бы не обилие горных озер и болот. Поиски сухих тропинок отнимают много времени. Тем не менее, ближе к океану сопки начинают приобретать более крутой характер, появляются даже скальные сбросы. С погодой нам повезло: почти все время было ясно. Однако с океана постоянно дует сильный и холодный ветер.

За три дня мы прошли несколько озер и встали на берегу реки Малая Оленка на днёвку. Здесь можно спокойно отдохнуть, просушить обувь, поесть морошки и черники и половить рыбу. В реке ловится кумжа - разновидность форели. Но рыбалка разрешена только от водопада Большой Падун и вверх по руслу. Ниже водопада в реку заходит сёмга, поэтому частная ловля запрещена. Причем не только на бумаге. Реку действительно охраняют частники с автоматами. Если ваша цель – это рыбалка, то вы можете заранее купить лицензию на ловлю, но в 2020 году компания, обслуживающая реку, лицензии не выдавала.

Отдохнув один день, мы двинулись дальше, вниз по руслу. Перед впадением в океан, река делает ощутимый крюк. Мы решили срезать и пошли напрямик через перевал. И вот, наконец, оказались на побережье океана. И да, формально это еще не океан, а Баренцево море.

Но по факту это открытое море, без явной границы, так что мы решили считать его океаном.

Если бы не холод, то Ледовитый можно было бы принять за любой тёплый океан. Песчаный берег, ракушки, медузы, морские ежи - обычные атрибуты любого побережья.

Здесь мы провели одну ночь и двинулись вдоль побережья на запад, в направлении Губы Порчниха. Шли мы не по берегу, а по горам, иногда наблюдая океан с высоты. Из Туманного до Порчнихи ведет гравийная дорога, поэтому сюда приезжает довольно много туристов. В основном это рыбаки и дайверы.

Мы не принадлежим ни к тем, ни к другим, и поэтому решили здесь не задерживаться, а идти дальше до поселка Дальние Зеленцы, который также находится на побережье. В Зеленцах мы планировали переночевать и найти трансфер обратно до Туманного. Но от этого плана пришлось отказаться. Зеленцы встретили нас таким холодным ветром. Мы решили сорваться оттуда как можно быстрее.

К слову Зеленцы - это заброшенный поселок, в котором прежде велась научная работа по изучению моря, а также располагалась военная часть. Сейчас и то и другое действует по остаточному принципу, то есть практически никак.

На данный момент единственный оплот цивилизации там - это частная база для дайвинга. В поселке нет магазина, а постоянное население не превышает 30 человек. Я веду к тому, что найти трансфер оказалось не так просто.

Из местных никто везти нас не хотел, но мы смогли найти мужика из Туманного, который приехал за нами на Ниве. За 40 км пути он запросил с нас четыре тысячи рублей. Сначала мы подумали, что дороговато, но затем выяснилось, что он пожалуй даже продешевил.

Дорога до Туманного - это ад! Её уже давно никто не обслуживает, и она превратился в марсианский ландшафт. Но мужик оказался привычный и домчал нас за смешные полтора часа.

В итоге за один день мы прошли 12 км по горам, 10 км по гравийке, померзли 2 часа в Зеленцах, потряслись 40 км по адской дороге и наконец оказались в относительной цивилизации. В Туманном мы сняли квартиру, на которую, к слову, тоже без слез не взглянешь, а на утро сели в автобус и отправились обратно в Мурманск.

К сожалению, в самом Мурманске мы так и не придумали, чем заняться, кроме как посетить мемориал Алёша и сходить к пришвартованному в порту атомному ледоколу Ленин, который по совместительству является музеем. Но в связи с пандемией, все музеи в городе были закрыты, так что нам оставалось только отдыхать, стирать вещи и ожидать обратного вылета в Москву.

Подведем итог

Бюджет поездки вместе с дорогой составил ~25 т.р., но можно уложиться и в 20. Пеший маршрут занял 6 дней и пролегал в основном по горам и живописнейшим озерам.

Мы наелись морошки и черники на год вперед, наловили Кумжи, побывали на побережье и насладились незабываемой поездкой по экстремально плохой дороге. Вообще, конечно, такие вот места на карте поражают своей разрухой.

Некогда заселенные и используемые территории теперь стоят в руинах. Власти нет дела до дальнего севера и людей, которые остались брошенными и предоставленными самим себе, после того как одна страна перестала существовать и появилась другая.

Тем не менее эти места не лишены какого-то очарования и красоты. Поэтому туристы всегда будут стремиться оставить там свой след.

Советы бывалого

Дров не наломать.

Как я уже говорил, серьезной растительности в этих местах практически нет, так что газ и горелка вам точно понадобятся. Причем, мы брали с собой еще и горелку направленного типа, чтобы при возможности разжечь с её помощью редкие дрова и сжечь мусор.

Следи за собой, будь осторожен.

По рассказам местных здесь водится много медведей. Личной встречи с косолапым у нас так и не состоялось, но следы мы видели не раз. Так что не лишним будет взять с собой средства для отпугивания медведей. Мы брали файеры, но подойдут и звуковые отпугивалки. Те же местные говорят, что медведи предпочитают к людям не подходить, но осторожность лишней не бывает.

Воздушная атака.

Если шанс быть покусанным медведем невелик, то насекомые отыграются на вас по полной. Комары, мошка, гнус и овод станут вашими верными спутниками. Так что берите с собой побольше репеллентов. А вот клещей мы так и не нашли.

Возьмите ноги в руки.

Как бы вы не петляли среди болот, рано или поздно - вымокните. Так что позаботьтесь о хорошей обуви. В крайнем случае, возьмите с собой сапоги.

До дна!

Воду можно набирать из любой реки или озера, но в маленьких притоках она ощутимо чище.

Планирование - наше все.

Если ваш маршрут предполагает какой-то частный трансфер, лучше договоритесь о нём заранее. На месте это будет сделать намного сложнее.

Остаемся на связи.

Связь в этом регионе представлена только Мегафоном. Все остальное перестает ловить как только вы покидаете Мурманск.

Вкуснятина как сувенир.

Морошку можно довести до друзей и родных только в виде варенья. Так что, если вам хочется угостить своих близких диковиной ягодой, возьмите с собой сахар и тару для хранения. Например пластиковые бутылки.

Северное сияние.

Если ваша мечта — увидеть северное сияние, то на Кольский полуостров стоит приехать поздней осенью, а можно и зимой. Здесь будет по-настоящему холодно, зато в это время самая высокая вероятность увидеть это чудо. Чтобы повысить шансы поймать момент, воспользуйтесь специальным приложением, например Northern Lights Aurora Forecast.

Хорошего вам путешествия, и пусть север будет к вам приветлив!