Кинокритик Антон Долин подвел итоги Каннского фестиваля в ИКЦ
30 июня участником проекта "Действующие лица" в ИКЦ стал кинокритик Антон Долин. Новоиспеченный главный редактор журнала «Искусство кино» посвятил лекцию «Русские и мир: по итогам Международного Каннского кинофестиваля – 2017» памяти предыдущего редактора издания - Даниилу Дондурею.
– Он умер накануне 70-го Каннского фестиваля, который всегда совпадал с его днем рождения и был его ровесником.
В известной степени по протекции Даниила Дондурея я и стал из простого репортера кинокритиком. В 2001 году он заказал мне мою первую серьезную статью о фильме «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Из этого выросла моя книга о режиссере, вся карьера и история.
Он научил меня, что набор фильмов, которые показывают на фестивалях, не бывает хаотичным. Это – большое мета-кино с одним сюжетом, стратегией и мыслью.
Когда мы смотрим фильм, пытаемся в нем разобраться – это увлекательный процесс, но когда мы видим сорок кинокартин и пытаемся между ними нащупать общие черты… Находим их и понимаем, что создатели фильмов – между собой не знакомы, а просто живут в этом мире в это время, и всех их волнует конкретная тема... Это невозможно объяснить научно, - сказал Долин.
Гость отметил, что «Канны» - общемировой барометр кинематографа. В этом году шквал эмоций вызвал фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Кинокартина стала самой обсуждаемой на протяжении всего фестиваля.
- На моей памяти такое случилось впервые. В фильме было несколько вещей, которые говорили и с Россией и со всем миром, и о России, и о всем мире одновременно. Крайность, по которой оценивали этот фильм, стала политической доминантой. С ней пережали. Говоря о теме развода, многие западные критики всерьез писали, что это метафора развода России и Украины. На Каннском фестивале к режиссеру с обвинениями обратился украинский журналист, который сказал, что Звягинцев участвует в проганадистской компании России против Украины, показывая в заключительной сцене нехорошего Киселева на экране. Это все никак не говорит о фильме, а говорит о дефиците анализа искусства.
На самом деле в центре фильма лежит простая мысль о связи макрокосмоса и микрокосмоса, мысль о том, что разлад в обществе, гражданская война, ожесточение и непонимание в Российском социуме – напрямую связаны с тем, как мы живем за закрытыми дверями.
Это неприятная мысль – о персональной ответственности. В наших бедах виноват не «злой Путин» или «злой Госдеп», а мы сами. Это знак большого искусства, что фильм, который повествует о боли и расколе, взывает в обществах многочисленные отклики, - объяснил кинокритик.
Отечественные «Теснота» Кантемира Балагова, «Кроткая» Сергея Лозницы и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева - впервые за историю задавали тему всего юбилейного фестиваля - тему нарушенного детства. Фильмы иллюстрировали общество, которое страдает, потеряв границы между добром и злом, между богатыми и бедными, жертвами и палачами.
Интересно, что победила на фестивале в этом году кинокартина «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, которая тоже говорила о границах, вернее их нарушении, но – с другого ракурса, европейского.
- В фильме русского художника перформанса Олега Рогозина, приглашают на большой прием в музей современного искусства. Когда он играет свою роль и изображает обезьяну, у всех это вызывает смех, а когда начинает приставать к людям, вскакивает на стол, хватает за волосы красавицу и пытается ее изнасиловать - приводит в ужас.
Мы радуемся акции искусства, спектаклю, но как только это начинает касаться нас, и мы перестаем быть только лишь зрителями, а оказываемся участниками этого перформанса, смешное превращается в неуютное и даже страшное.
Образ человека-обезьяны на приеме говорит не о том, что все мигранты – обезьяны, а о том, что эта обезьяна живет в каждом из нас.
В течение вечера Антон Долин не только озвучивал рецензии на фильмы-участники Каннского фестиваля, но и отвечал на вопросы публики.
Он рассказал об отсутствии явной русофобии и лояльном отношении европейцев к англоговорящим русским. Ответил на саркастичную оценку отечественного коммерческого кино, объяснив контрастность с Голливудом, разницей в возрасте киноиндустрий и их финансировании.
Антон Долин анонсировал намерение журнала «Искусство кино» проводить кинопоказы и творческие встречи с режиссерами не только в Москве, но и других городах, одним из которых может стать и Калуга.