Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 10 декабря 2020

Ну, как съездил? 3 роковые ошибки, из-за которых Северобайкальский хребет не покорился туристам из Калуги

Инстаграмщина, Истории, Парк культуры и отдыха, Скверы Калуги, Фотографии

Не выдуманная история о поездке калужан на Байкал, где нашлось место проявлениям воли и даже разочарованию.

Позади у группы калужских туристов - бизонов несколько горных походов разной степени тяжести. Но, как и большинство россиян (и не только) мы мечтаем оставить свой след в одной заветной точке на карте. Это место во многих культурах считается местом силы. Не даром ежегодно туда совершают своё паломничество десятки тысяч человек со всего света. И вот, после долгих месяцев планирования, мы тоже отправляемся зарядиться неповторимой энергией Байкала...

Это - первая часть истории про наши приключения на Байкале. И, забегая вперед, скажу, что это был самый тяжелый из наших походов. Мой рассказ будет иметь скорее повествовательный, чем рекомендательный характер, потому как едва ли найдется большое количество людей, готовых полностью повторить наш маршрут. Учитесь на наших ошибках.

Ошибка 1: чрезмерная самоуверенность

Естественно, просто поехать и посмотреть на Байкал может любой желающий, достаточно просто взять билеты на самолет (или, если вы неисправимый романтик с повышенной выносливостью — на поезд) и добраться до Иркутска, а дальше найти трансфер, и дело в шляпе.

В тему:

Иркутск начинается с самого острога — деревянной крепости на берегу Ангары, и он точно достоин посещения по дороге на Байкал. Здесь можно остановиться с ночевкой. Пары дней хватит, чтобы бегло изучить город. В его центральной части целы деревянные и каменные строения XVIII–XIX века. Из примечательного - музей Иркутска, музей декабристов, набережную Ангары, скверы и памятники архитектуры.

...Но бизоны не ищут лёгких путей, поэтому для начала мы решили испытать себя походом по Северобайкальскому хребту, а уж потом отправиться отдыхать и восстанавливать силы на самом озере.

Прямого перелета на север Байкала нет. Поэтому было решено лететь до Красноярска, а оттуда добираться почти сутки на поезде, до Северобайкальска. Красноярск — тоже хорошо. Когда еще выпадет шанс побывать в жемчужине восточной Сибири.

В Красноярск мы прилетели рано утром, и до поезда у нас оставался почти весь день. Это время мы решили потратить на прогулку по городу, а также на закупку продуктов, файеров и газа для горелок. С погодой нам повезло, да и город показался чистым и просторным.

На следующий день мы прибыли в крупнейший город северного Байкала с оригинальным названием Северобайкальск. Здесь нас ждали два водителя, с которыми мы заранее договорились о трансфере до очередной перевальной точки — села Байкальского. По пути мы впервые увидели свою заветную цель — воды Байкала.

Именно ради них, ради ярко-синего и прозрачного льда сюда стоит ехать зимой. А ради сумасшедшей природы - в теплое время года.

С конца января по май Байкал замерзает. По льду Байкала катаются на коньках. Местные и бывалые туристы рассказывают, что особенно эпично весной, когда воздух прогревается до плюсовых температур, а лед прозрачный. Иногда ночью он начинает трещать. Эти мистические звуки могут стать одним из самых мощных впечатлений в вашей жизни.

В тему:

Где покататься на коньках в Калуге?

В Байкальское мы прибыли уже в полумраке. Тут начиналась импровизация...

Село находится прямо на побережье озера. Судя по всему, единственным занятием здесь является скромный промысел омуля (эндемический вид рыбы). Поэтому немногочисленный контингент местных жителей проявляет неподдельный интерес к нечастым туристам. Не успели мы высадиться и распрощаться с водителями из Северобайкальска, как тут же наткнулись на нескольких представителей местного колорита.

Состояние у них на тот момент было мягко говоря пограничное, так что о том, чтобы расположиться на ночлег непосредственно рядом с селом не могло быть и речи. Тем не менее аборигены оказались крайне приветливыми и предложили «условно безвозмездно» перевести нас через реку Рель, впадающую в Байкал, что бы мы оказались как можно ближе к своей стартовой точке и не искали дорогу в потемках. С некоторыми опасениями мы все-таки согласились, и примерно через 40 минут, в два заезда через шаткий видавший виды мост перебрались через. На всякий случай, уже в полной темноте, вы прошли еще пяток километров, чтобы уменьшить шансы повторного столкновения с местными, и встали на ночлег на притоке реки с говорящим названием Горемыка. К слову имя это она еще оправдает.

Ошибка 2: невнимательность и расплата за нее

Начать свое долгое восхождение на хребет нам пришлось только после обеда. Обнаружилось, что один из пакетов с продуктами мы забыли в машине наших вчерашних горе-извозчиков. Поэтому двоим добровольцам пришлось проделать обратный путь до села, чтобы купить все необходимое в местном магазинчике.

Ошибка 3: найти маршрут в интернете

То, что наш маршрут не является (его, датируемый 80-ми годами, руководитель группы нашел в сети) популярным среди туристов мы поняли еще на кануне по удивленным лицам местных. Оказавшись на месте, мы в этом убедились сполна. Более-менее хоженая тропа (я бы даже сказал дорога) шла вдоль русла реки, где местные охотники оборудовали свои охотничьи делянки. Но через несколько километров она уперлась в реку.

На карте в этом месте действительно был указан брод или переезд. Но Горемыка — горная река с бурным характером, поэтому переходить её вброд было бы самоубийством. Оставалось лишь идти по нашему берегу и надеяться, что выше по течению представится возможность перебраться на ту сторону и вернуться на нормальную тропу.

Оказалось, что долина реки изобилует непролазными валежниками и крутыми откосами, уходящими прямо в воду. Так же здесь встречались «тропы Шрёдингера», которые вроде как есть, но в тоже время их как бы нет.

Еще мы нашли в лесу охотничью зимнюю избушку, все содержимое которой выпотрошили на улицу медведи. И в то время пока мы осматривали остатки охотничьей роскоши, неподалеку от нас в кустах кто-то начал недвусмысленно шуршать.

Мы конечно подготовились к встрече с медведями, но хотели бы по возможности этой встречи избежать...

К счастью, мишка разделял наши желания и так и не показался из кустов. В итоге промучившись весь день, пробираясь по правому берегу реки, и промокнув под непрекращающимся дождем, мы наконец нашли крепкое бревно, по которому смогли перебраться на заветный левый берег. И в надежде найти на следующий день нужную нам тропу остановились на ночлег. Новый день принес две вести, хорошую и плохую. Хорошая заключалась в том, что дождь кончился, а плохая в том, что хорошей тропы мы так и не нашли. В результате мы провели два дня, пробираясь через дебри и бурелом, набирая высоту, в ожидании границы леса и начала каменной насыпи. А когда лес наконец кончился, и мы решили, что нашим мучениям настал конец, начался непролазный кедровый стланик. Тут мы начали скучать по буреломам.

Единственной отрадой для глаз в тот день стал широкий разлив реки, на карте обозначенный как ледник.

Отсюда уже было отчетливо видно ожидающие нас впереди склоны Северобайкальского хребта. Наконец, на четвертый день подъема мы распрощались с растительностью и начали штурмовать подъем по камням. Горемыка в этом месте была уже не такой широкой, и мы нашли место, где смогли перебраться обратно на правый берег. Местами насыпи были довольно крутыми, а камни под ногами предательски гуляли. В отличии от Урала и Хибин, Северобайкальский хребет еще не утрясся. По пути начали попадаться снежники.

А также мы прошли два живописных высокогорных озера, частично покрытых льдом.

По плану мы должны были перевалить через гору в параллельную долину и спуститься по ней обратно к Байкалу.

Но добравшись до предполагаемого места перевала мы уперлись в каньон или на языке туристов «цирк». Вверх по его стенам шли каменные насыпи, но самый верх представлял из себя голый скальник. Здесь голоса членов группы разделились. Уже начинало темнеть, в нашей группе были новички (включая двух девушек). Плюс мы не знали какая картина нас ждет после перевала, а мы и так отставали от графика на один день. В итоге большинством голосов было решено не переваливаться в другую долину, а возвращаться обратно вдоль русла Горемыки, но держаться исключительно правого берега.

Северобайкальский хребет не покорился бизонам. Но наши мучения сильно скрасил тот факт, что мы нашли наконец тропу, по которой практически без приключений смогли спуститься к началу похода за 2 дня (вместо 4 дней подъема). Добравшись наконец до цивилизации, мы созвонились с нашими водителями, после чего они доставили нас до окраины поселка Нижнеангарск. На ночевку мы расположились прямо на берегу Байкала. Здесь мы вдоволь наделали фотографий, купили по дешевке омуля у местных браконьеров, погуляли по Нижнеангарску и сходили в баню.

На следующий день нам предстоит вылет из Нижнеангарска в Иркутск, откуда начнется курортная часть нашей поездки. О ней и пойдет речь в моей следующей статье.

Подытожим:

Благоразумие - наше все. Поэтому если вы хотите красот и приятного туризма, обращайтесь к специалистам, которые подскажут вам проверенные маршруты. Мы же свой нашли в интернете. Отсюда берет исток то, что Северобайкальский хребет не покорился бизонам.