Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
14:43, 6 августа 2013

Послевкусие: звуки «Крыльев», тест на Альмодовара, теория красного света

Look 24, Афиша, Городская среда, Инстаграмщина, Истории, Калуга 650, Калужские истории, Мода, Молодежь, Общество, Скверы Калуги, Театр, Театральная площадь, Украшение города, Улица Кирова, Фотографии, Яркие люди города

Безусловно, главным музыкальным (и не только) впечатлением прошлой недели стал музыкальный фестиваль «Крылья». Но было и кое-что другое.

«Крылья» кроме хорошего набора музыкантов, многие из которых в Калуге никогда не были, показали пример организации работы с журналистами, какого у нас я никогда не встречал. Разве что только Олег Акимов на «Мире гитары» допускает такую полную свободу работы пишущих и снимающих, разрешая без ограничения общение с любыми артистами.

В Малоярославце было то же самое. Доступны были практически все, за исключением тех, кто по каким-то серьезным причинам опаздывал на свой сет. Симпатичные девушки устраивали пресс-конференции, индивидуальные подходы, заранее предупреждая, что будет происходить еще. К моему удивлению, у коллег вопросов для пресс-конференций не всегда набиралось в достаточном количестве. Так что, если я считал раньше, что только калужане ленивы и нелюбопытны, я ошибался. Ленивы все. У некоторых коллег главной целью аккредитации было просто попасть в зону фотопита, чтобы там потусить перед сценой.

Еще начинающие журналисты много бухают: 50-литровую кегу с пивом от спонсора, выставленную в пресс-центр, осушили где-то за час, а потом требовали от организаторов еще.

- Это что, я недавно пресс-конференцию с одним артистом проводила в Москве. Так журналист в первом ряду сидел и отнял у артиста пиво, - поделилась со мной одна из организаторов.

Поэтому если вы вдруг увидите плохой репортаж про «Крылья», это просто кому-то не хватило пива. Но это частности.

Сами же артисты понимали, что требуются смишникам совсем не только для того, чтобы сделать с ними общую фотографию и потом выложить в соцсетях (это происходило несколько раз и сильно прикололо), но и для того, чтобы получить от них какую-то информацию. Никто не отговаривался, что у него болит голова, он не любит прессу или сегодня плохое настроение. В этом главное отличие по-настоящему популярных фестивальных артистов от большинства «коммерческих», приезжающих в Калугу и прячущихся от поклонников и журналистов за охраной. И на сцене они уделяют несколько секунд именно тебе и твоей камере.

Кинозрители тоже делятся на две большие категории – тех, кто любит фильмы Альмодовара, и тех, кто нет. Испанский режиссер – это как своеобразный тест на присутствие чувства юмора, иронии, понимание его своеобразного киноязыка и китчевых сюжетов, иногда доведенных до полного абсурда.

С последним фильмом Педро Альмодовара «Я очень возбужден» тоже будет так.

Именно по уровню китча – допустимому или нет - будут его оценивать. А критерии оценки могут быть разными. Дело в сатирической комедии из испанской жизни происходит, в основном, в бизнес-салоне самолета с голубым экипажем, и кому-то это по умолчанию не понравится. У лайнера сломаны шасси, и он может разбиться. Понятно, что пассажирам ничего не остается, как петь и веселиться с помощью стюардов, расставаясь с жизнью или девственностью (это гетеросексуальная сцена).

На мой взгляд, у режиссера получилась одна из лучших работ, напоминающая по духу его первые – такие же веселые, озорные и с непредсказуемым ходом действия. И Антонио Бандерасом и Пенелопой Круз в самом начале. В общем, рекомендую посмотреть. Правда, не знаю - где.

На два лагеря разделит читателей и многостраничный роман Максима Кантора «Красный свет».

По стилистике это напоминает смесь советского писателя Чаковского, написавшего скучную «Блокаду», и изысканий Солженицына о сталинских репрессиях. Автор пытается нарисовать психологический портрет Гитлера, опирающийся на воспоминания некоего архитектора гитлеризма Эрнста Ханфштангеля (кто скрывается в реале под этим именем, я так и не понял), который точкой отсчета для гитлеровской идеологии взял авангард, в том числе и русский.

Кантор проводит сравнительный анализ фашизма и сталинизма, затрагивает еврейский вопрос – без него никак. Все это делается в романе на фоне историй нескольких советско-российских семей, с ретроспекциями в недавнее прошлое. Истории все интересные, эволюция поколений – тоже: от охранителей сталинского режима в участники «болотных» оппозиционных митингов. Правда, не очень приглядно они выглядят в книге.

Ноги у российской оппозиции растут из Лондона, считает писатель. И не жалеет художник своих едких красок для описания того, какая она холуистая и продажная.

Автор почему-то совсем не допускает мысли, что у людей, протестующих сейчас против принятых дурацких законов или, наоборот, беззакония, просто появилось самосознание и возникли свои собственные причины для выражения протеста, и дело вовсе не в поступившем сигнале из Лондона. Скептически он относится и к среднему классу, считая титульных его представителей ворами и жуликами, совершившими преступления для накопления первоначального капитала. Соответственно, из представителей такого «кривого» среднего класса вряд ли создастся что-то стоящее и отражающее реальные интересы населения, и потому полноценное гражданское общество, основой которого является средний класс, вряд ли в скором времени появится.

Вот весьма показательная цитата: «Нет возможности понять, почему богатые и жадные представляют сегодня демократию и либерализм, в то время как демократия подразумевает власть народа, а либерализм – свободу каждого человека. Невозможно примириться с тем, что либерализм стал идеологией, обеспечивающей свободу лишь некоторых, невозможно вместить мысль, что свобода имеет иерархическую конструкцию».

А о том, как писатель воспринимает современное искусство, мы уже писали.

Молодые калужане – ленивые зомби?

Наверняка найдется много читателей, кому понравится пронизывающая роман тема существующего глобального заговора против России.

Она, конечно, привлекательна, только корни того, что происходит сейчас, надо все-таки искать в истории самой страны, а не модной ныне теории, что кто-то целенаправленно делает из криптоколонию.

Боль и горечь об утере империи у автора очень искренняя и неподдельная, свою разочарованность либеральной демократией он принципиально выражал и раньше. Теперь сюда добавились частности - городские либеральные общественные движухи.

Но, в конечном счете, это всего лишь писательская точка зрения.

Андрей ГУСЕВ.