Yandex.Metrika
Подпишись ВКонтакте
17:00, 6 марта 2013

Свадебный рынок Калуги: фотографы

Бизнес-ланч, Гостиницы и отели, Инстаграмщина, Истории, Новогодняя столица России, Новости, Новый год, Общепит, Старый Новый год, Фотографии

Как мы и обещали, «Калуга 24» начинает серию материалов о свадебном рынке Калуги. Первая статья посвящена свадебным фотографам. «Креативщики», «профессионалы», «маэстро» - кто они?

Вышел наш материал про свадебных видеографов!

Рынок свадебных услуг в Калуге перенасыщен предложениями, и на арену выходят те, кто больше ценит погоню за «лёгкой деньгой», чем качество оказываемой услуги.

Мы подробно остановимся на творчестве свадебных фото и видеолетописцев, которые активно предлагают сегодня свои услуги, и дадим советы, как не попасть на удочку разгильдяев и не испортить настроение себе и близким.

Обнаружить подобные советы в свадебных каталогах и журналах вряд ли получится, поскольку там большинство статей — это оплаченная реклама, а анализ реальной ситуации, как таковой, отсутствует.

Рынок свадебной фотографии в Калуге сегодня с каждым годом, с каждым сезоном становится всё более хаотичным. Количество предложений регулярно увеличивается, и количество лиц, именующих себя свадебными фотографами уже давно превысило все разумные пределы. Но в наступившем году их станет ещё больше. Самодеятельные местечковые курсы свадебной фотографии с завидной регулярностью штампуют всё новых специалистов. А лежащие на прилавках цифровые зеркалки давно манят потребителей, решивших, что фотография — это лёгкий источник дохода.

Однако, при таких непростых условиях, казалось бы, предложения должны быть самыми разнообразными. Но нет. Проанализировав сегодняшний рынок свадебных фотоуслуг можно разделить основную массу фотографов на своеобразные группы, которые различаются по методике работы и ценовой политике. А вот что это за группы, и сколь они заслуживают внимания потребителей, мы и постараемся разобраться.

«Креативщики»

Итак, к первой, пожалуй, самой массовой группе можно отнести подавляющее большинство молодых недавно оперившихся фотографов, уверенных в своих силах и потому готовых на всякого рода эксперименты. Назовём их модным словом: «креативщики».

Прежде всего, такие фотографы активно пиарят себя в социальных сетях, готовы потратиться на создание собственного сайта, и конечно же незамедлительно присваивают себе звание фотохудожник или профессионал (зачастую даже не осознавая смысл этого слова). Их творения всегда можно увидеть на любой свадебной фотовыставке, которые сейчас нередко проводятся в крупных торговых центрах и свадебных салонах. Что мы видим на этих креативных фотографиях?

В большинстве своём это насыщенные цветастые картинки с нереально синим небом, зелёной травой, алыми кирпичами, жёлтой древесиной и красными лицами жениха и невесты. Всё это могло показаться ярким и праздничным, если бы золотая середина, когда фотография превращается в весёлую картинку не осталась бы у таких мастеров далеко позади. Кто-то скажет: а почему бы и нет? Возможно. Приукрасить действительность безусловно хочется, но всё хорошо в меру, а когда из-за давящего ультрамарина и вычерченных, словно по контуру облаков, сложно различить главных героев торжества, впечатление от просмотра такого снимка смазывается.

Но это только половина беды. Зачастую в тихий ужас приводит сам сюжет фотографии: молодые кладут асфальт, молодые грустят в животноводческом комплексе, молодые согнулись в три погибели на стартовой дорожке. Невеста с ружьём, невеста приготовилась к удару, натянув боксёрские перчатки, невеста с отбойным молотком, невеста за колючей проволокой, невеста с веслом.

Глядя на всё это хочется спросить: извините, а где же свадьба? Где романтика этого праздника? Где чувства молодых друг к другу? Где радость, искренний смех, эмоции? Где всё это? А собственно этого в творениях креативщиков и нет, поскольку сами молодые для них давно превратились всего лишь в материал для реализации оригинальных идей. А креативность сегодня в моде, и фотографы зачастую хвастают друг перед другом, кто смог сделать свою фотографию более броской и в чём-то даже сканадальной, зачастую забывая о том, для чего он на самом деле находятся на свадьбе.

Поэтому хотелось бы посоветовать тем, кто собирается подать заявление в ЗАГС: при выборе фотографа тщательно обсуждайте места, где будут проходить съёмки, и то, как они будут проходить. Возможно фотография невесты, сидящей среди обломков бетонных плит, или застывшей в футбольных воротах кого-то и заинтересует, но дух свадебного торжества в таких снимках будет утрачен начисто. А гостям и близким родственникам придётся терпеть, глядя на то, как фотограф, ползая на четвереньках по асфальту грозно орёт на испуганную невесту: «Оскалься! Злее лицо! Представь, что ты стерва!» Празднично? Свадебно? Едва ли!

«Профессионалы»

Вторая категория свадебных фотографов, которые также называют себя в социальных сетях профессионалами (только на деле это профессионалы с большими кавычками) от первой группы отличает то, что они всего несколько дней назад купили в ближайшем супермаркете зеркальный аппарат со штатным зум-объективом и толком ещё сами не знают, как им пользоваться. Но погоня за длинным рублём их привлекает ничуть не меньше. Именно благодаря таким деятелям в Калуге появился свой анекдот:

Вопрос: Как стать свадебным фотографом?

Ответ: Для этого нужно сделать три вещи:
1. Купить фотоаппарат.
2. Разместить рекламу себя любимого в социальных сетях.
3. Идти и снимать свадьбу.

И всё. Больше для мастерства ничего не нужно. Это как в сказке про незнайку: купил флейту — уже музыкант, купил кисточку — уже художник, купил зеркалку — уже профессиональный фотограф. Пора молотить свадьбы. Причём именно молотить, поскольку назвать работу таких умников грамотной съёмкой едва ли язык повернётся. И обратившись к таким вот «профессионалам» в кавычках, молодые рискуют получить фотографии уровня, которые снимет любой из приглашённых гостей. С той лишь разницей, что гость поснимает бесплатно, а эти за свою работу будут требовать деньги.

Как вычислить таких горе-мастеров? Конечно один из надёжных способов — это портфолио. Способ хороший, но не универсальный, поскольку погоня за лёгкими деньгами столь заманчивая, что отдельные горе-мастера не гнушаются «позаимствовать» для портфолио чужие снимки и выдать их за свои. Вот таких деятелей сразу нужно гнать в шею, поскольку ничего хорошего работа с ними не сулит.

Как избежать этого? Попросите фотографа принести своё портфолио в распечатанном виде (желательно форматом фото 20х30 см), либо попросите показать на экране ноутбука полноразмерные фотографии. Достаточно будет беглого взгляда (особенно на распечатанный снимок), чтобы понять: печатался он с оригинала или с пожатой WEB - копии. Все мелкие детали на снимке должны быть чётко проработаны и ни в коем случае не смазаны. В противном случае некачественная фотография сразу должна вас насторожить.

Желательно также, чтобы в углу на всех снимках стоял копирайт, подтверждающий их авторство.

Если же фотограф ссылаясь на какие-либо причины избегает принести свои работы - это уже верный признак того, что он не чист на руку.

Кроме того никогда не будет лишним спросить фотографа о стаже работы. Не дадут повесить лапшу на уши те же фотографии из портфолио. Обязательно обратите внимание: в портфолио должна быть не одна и та же пара, а несколько, желательно снятые в разные времена года.

«Ботаны»

Следующую категорию можно окрестить, как «ботаны». Но это не те люди, кто отлично учился в школе и в институте, закончив их с золотой медалью и красным дипломом. Этот момент совсем не важен при свадебной съёмке. Однако эти люди имеют патологическую манию к посещению всевозможных семинаров и мастер-классов, и чем дороже и престижнее эти мастер-классы, тем лучше.

«Что в этом может быть плохого?» - спросите вы.

Собственно ничего плохого, равно как и хорошего тоже ничего. Почему?

Всё очень просто: посещая громадное количество мастер-классов фотограф сам того не замечает, но рано или поздно у него в голове начинается винегрет от всевозможных советов и наставлений. Фотография очень многообразна в своих проявлениях. Почти у каждого фотографа, который сумел сделать себе имя - свой стиль работы, свои предпочтения к обработке фотографий. И если внимать всем советам в равной степени, то в итоге не только не сможешь определиться с наиболее оптимальным вариантом работы, но и пытаясь копировать работы других, потеряешь свой стиль. А это уже серьёзно. Фотограф, если он действительно расценивает это слово, как профессиональную деятельность, должен сформировать своё видение, свой стиль, свой подход к съёмочному процессу, а не подстраиваться под старших братьев. Это всё приходит с опытом, но если фотограф сумел, посетив пару-тройку мастер классов определиться со своим стилем, основываясь на советах опытных коллег, то такой фотограф достоин уважения. А если человек, сидя перед вами начинает пафосно перечислять семинары и курсы на которых он побывал, загибая пальцы, и... пальцы на руках в итоге заканчиваются раньше, чем перечень — это уже верный признак того, что перед вами хамелеон, который мечется от одного стиля к другому, меняет аппаратуру, меняет цвета, но никак не может остановиться на чём-то конкретном.

Возможно, с таким фотографом удастся получить достойные кадры со свадебного торжества, но он может быть непостоянен в методике своей работы, и, посоветовав его через какое-то время своим друзьям, вы рискуете получить уже совсем иные фотографии, снятые как-будто другим человеком.

«Маэстро»

Четвёртую группу можно окрестить, как фотографы VIP-класса. У таких фотографов всё хорошо и с именем и с портфолио и со стилем. Их знают многие, у них большой стаж работы, богатая география съёмок, своя клиентская база, разнообразные пакеты услуг, очень техничные и яркие фотографии. Мастер-классы они зачастую дают сами, а за ними вереницами ходят подмастерья и ученики, желающие хотя бы подержать отражатель во время съёмки такого специалиста.

Минус в работе таких фотографов только один: их услуги впереди планеты всей по своей стоимости. Поэтому, прежде чем размечтаться о волшебной красоты фотографиях, глядя на богатое портфолио, не лишним будет отрезвить свою голову вопросом о ценовой политике. Если вы считаете, что в состоянии оплатить услуги мастера, то Вы на коне. Фотографиями можно будет по праву гордиться и они станут достойным украшением вашего торжества.

«Псевдомаэстро»

Самое главное: не путать VIP-фотографов с пятой группой: «как бы VIP-фотографами». Это те мастера, которые что-то умеют, что-то знают, где-то бывали, но о своих заслугах они такого высокого мнения, что считают себя не хуже, а в чём-то даже и лучше старших коллег. Цель их существования проста: они тоже хотят получать за свои услуги большие деньги при том, что в реалии работа их на порядок, а то и на два, хуже. Таким образом есть реальная опасность купить дешёвую китайскую подделку по цене дорогого бренда. Поэтому сама цена не должна при выборе фотографа играть первостепенную роль. Как уже говорилось ранее, понятие «дорого — значит хорошо» на рынке свадебных услуг не всегда работает. Это происходит в силу хаотичности свадебного рынка Калуги, его неорганизованности и дикости.

Ценовая политика практически никем и ничем не регулируется. Нет конкретных критериев качества и прописных истин. Контролирующие органы могут вести наблюдение только за зарегистрированными организациями и предпринимателями, а физические лица здесь полностью свободны в своих действиях, никому не подчиняются и потому могут требовать за свои услуги явно завышенную цену. А цель у них простая: обогатиться на молодой паре.

Как не попасть на удочку таких прохиндеев? Это не просто, поскольку язык у них подвешен хорошо, опыт есть, знакомства есть, и поэтому они легко могут сбить с толку потенциального заказчика. Собственно этим они и берут. Поэтому самое главное, что нужно выяснить при выборе фотографа: из каких критериев складывается названная им цена! Фотограф должен грамотно и чётко рассказать, почему он хочет за свою работу именно такие деньги. Что входит в его пакет услуг. Сколько стоит его съёмочный час, и почему он столько стоит. Фотограф должен грамотно и доходчиво объяснить свою позицию. Если вам что-то непонятно в его рассказе, вы вправе его прервать и переспросить. Он должен будет повторить всё необходимое вам количество раз. Это его работа, и вы, как потенциальный клиент, должны понимать из чего складывается его ценовая политика, если не спешите выкинуть лишние тысячи на ветер.

Есть ещё один немаловажный момент: практически все VIP-фотографы являются юридическими лицами, в большинстве своём они зарегистрированы, как И.П. Соответствующие документы, подтверждающие этот статус у них должны быть на руках при собеседовании. Поэтому и цена, которую они называют отчасти оправдана тем, что они со своей прибыли платят налоги, а вот «как бы VIP-фотографы» ничего не платят. Они не являются индивидуальными предпринимателями, а работают только на себя любимого и потому просить за свои услуги завышенную цену не имеют права. Цена физического лица априори должна быть ниже, чем цена официально зарегистрированного предпринимателя.

Ценные советы

В заключении этой главы хотелось бы дать ещё несколько советов, которые помогут Вам выбрать толкового фотографа на своё торжество, и не попасть впросак.

- При просмотре портфолио фотографа уделяйте особое внимание сюжетам фотографий. Если портфолио фотографа изобилует избитыми штампами типа: невеста на ладошке, невеста толкает свадебную машину, цветная невеста на чёрно-белом фоне и им подобным — следует помнить, что перед вами малоопытный и обладающий скудной фантазией фотограф.

Напротив, показателем мастерства фотографа станут портретные снимки и жениха и невесты, искренние, а не вымученные эмоции, качественная работа со светом и цветовой гаммой, удачно пойманные репортажные моменты. К такому фотографу смело можно обращаться.

- При выборе фотографа не поленитесь изучить разные варианты предложений, пролистать работы лучших фотографов, работающих в данном жанре (не обязательно из вашего региона), чтобы определиться с пожеланиями к фотографиям. Интернет сегодня является достойным помощником в этом вопросе.

Однако особое внимание уделяйте советам друзей и знакомых: если вы присутствовали на их свадьбе, видели работу их фотографа и вам понравились сделанные им снимки — это будет практически беспроигрышный вариант.

- При обсуждении способа оплаты не спешите отдавать всю сумму сразу. Лучше всего разбить её на две части. Первую часть отдать в день съёмки, а вторую по выполнении заказа и при просмотре готового фотоматериала. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев:

Первое: фотограф не сможет затянуть обработку ваших фотографий, как часто бывает при выплате всей суммы авансом. Он будет иметь прямой интерес доделать работу в оговорённый срок.

И второе: если Вы видите, что переданные вам фотографии не соответствуют вашим пожеланиям, вы можете на месте предъявить претензии вплоть до штрафных санкций. Тогда выполнить свою работу на должном уровне будет в интересах фотографа.

- И особое предупреждение: ни в коем случае не попадитесь на удочку к тем, кто обещает что снимет одновременно и фото и видео. Хорошо, что таких проходимцев сейчас остались единицы, но они ещё есть. И если человек при встрече говорит вам: «А я ещё вам и видео поснимаю ...сам, и это будет дешевле, чем нанимать отдельного оператора», — прекращайте все дальнейшие разговоры и гоните такого специалиста в шею. Работа фотографа и видео оператора только кажется похожей. На самом деле это две разных специальности совмещать которые всё равно, что вести машину по оживлённой трассе и одновременно играть на баяне.

Любой грамотный специалист скажет вам, что профессионально сделать и фото- и видеосъёмку один и тот же человек не сможет. Это практически гарант того, что ваша свадьба будет запорота начисто. Лучше не тратьте деньги в таком случае, а попросите поснимать кого-нибудь из друзей... получится не хуже, а возможно и лучше.

Надеюсь, что описанные советы помогут вам получить достойные фотографии в ваш торжественный день. В следующем материале мы обсудим свадебных видеооператоров, или, как они стали теперь именовать себя: видеографов.

Андрей Михайлов.

Данные фотографии взяты из социальной сети «вконтакте», в частности из группы «свадьба в Калуге». Фотографии ни в коем случае не являются оскорблением чувств молодожёнов, поскольку взяты из альбомов, рекламирующих услуги того или иного фотографа.

В данном случае они являются примерами недобросовестного отношения фотографов к своим обязанностям.