Ты с какого района? Как криминальные группировки - "Коты" и "Апачи" кошмарили калужан

Ты с какого района? Как криминальные группировки — «Коты» и «Апачи» кошмарили калужан

Давно ли вас «на районе» останавливали «четкие пацаны» с просьбой «дать позвонить»? Как известно, криминал расцветает в трудные для общества времена. Нынешние — не из легких. Мы ни на что не намекаем, но освежить в памяти, как оно бывает, лишним не будет.

Чем промышляли и как шумели уличные группировки Калуги в восьмидесятых?


Агрессивная молодежь сбивалась в стаи по территориальному признаку. Вместе они били стекла, задирали прохожих. Домой в вечернее и уж тем более в ночное время возвращаться в одиночестве было небезопасно.

В этих «организациях» сформировался свой устав и порядок. Было деление на возрастную и социальную иерархию, место для сборищ и драк. И мотивация, чтобы в них участвовать. В драке роли были распределены. При этом соблюдался кодекс чести и строго обозначались мотивы для примирения с бандой противников.


В Подзавалье — «Страна Лимония», в центре — «Коты»

Некоторые группировки в те далекие времена в Калуге названий не имели, достаточно было названия района. Например, «Подзавалье», хотя и там было название «Страна Лимония».

У некоторых была и символика. К примеру, у «Периметра» — латинская буква «Р» в ромбе и корона наверху. Все это рисовалось за несколько секунд на стенах и заборах.

К середине восьмидесятых в городе было более десяти группировок, их число росло. Многие были очень мелкими, несущественными на карте калужских молодежных боевых общин.

Самые известные и старейшие – «Кошачьи» («Коты»), «Салтыковка», «Апачи», «Ягодка», «Периметр», «Нация». Они появились в середине 70-х.

Группировка «Апачи»

К 1984 году подросло и младшее поколение, поэтому началось деление на «старшаков» и «молодых». К этому времении названия группировок стали известны не только молодежи, но и тем, кто давно вышел из молодежного возраста. В это же время появляются два объединения группировок, которые враждовали между собой и «держали» город.

Первые — это «Апачи», «Нация», «Ягодка». На стенах домов и заборах представители этой группировки заявляли о себе аббревиатурой «АНЯ». Встречалось и «ЯНА». Видимо, в таком порядке буквы расставляли не признававшие за «Апачами» право на первенство.

Группировка «Ягодка»

Поклонники угнетенных американских индейцев контролировали территорию от Тульской до Оки.

«Ягодка» (лидер Мамаев А.Н.) и «Нация» держали территорию к северу от Московской площади.

Центр города достался «Кошачьим» (организатор — некий Альберт) и «Периметру» (организатор – Дмитрий Гуцков).

Кроме них были и местечковые, более мелкие, например, «Арсенал», базировавшийся в районе улицы Мичурина или «Гидрашки» (Калужский гидромелиоративный техникум. Суворова, 143).

Совсем уж периферийные – «Степанка», «Аптека», о которых многие участники больших группировок или не слышали, или уже позабыли. Восток города назывался «Маяковкой».

Кто-то из калужан вспоминает даже группировку, состоящую только из девушек. По слухам, калужские амазонки определяли миропорядок в районе улицы Луначарского. Но если женская группировка и правда существовала, то никакой роли не играла.

Из воспоминаний калужанки Людмилы Колесовой:

«Помню, одна мамаша в моём классе возмущалась, как грубо её девочку менты в обезьянник затолкнули — она ножку зашибла. А то, что девочка на драке группировок с арматурой задержана, её как-то мало волновало».

Выяснения отношений, разборки или попросту драки происходили довольно часто, но также часто они могли быть пресечены сотрудниками милиции.

Из прессы 1988 года:

«15 и 16 октября в Калуге произошли события, взволновавшие весь город. Гражданин Устинов И.И., работник ПО «Гигант», 15 октября выдавал замуж шестнадцатилетнюю дочь за одного из членов группировки «Ягодка». Несмотря на то, что среди гостей были несовершеннолетние, водка лилась рекой. Молодежь из группировки «Апачи» пришла на свадьбу и потребовала выкуп за невесту. Хозяин не поскупился, передал им несколько бутылок водки, но этого ребятам показалось мало, они потребовали еще, и получив отказ, обрушили свое негодование на хозяина дома, жениха и невесту. А несовершеннолетний жених – работник ПО «Гигант» Лихоманов, в свою очередь, дабы не остаться в долгу, сообщил о случившемся в группировку «Ягодка», и те решили проучить представителей «дружественной» группировки.

С этой целью 16 октября около 19 часов группировка «Ягодка» в составе 50 человек во главе со своим организатором Мамаевым А.Н. организованным строем прошествовав через весь город, остановилась на перекрестке улиц Степана Разина и Мичурина, где в это время находилась группировка «Апачи». Между группировками стали выясняться отношения, назревала большая драка. Подоспевшие сотрудники милиции предотвратили ее. По команде Мамаева «Ягодка» выстроилась и, держа ногу и равнение, несмотря на требования работников милиции разойтись с перекрестка удалились вновь через весь город, сопровождая свой уход непристойными выкриками. Побоище удалось предотвратить, лидер «Ягодки» нарсудом Ленинского района Калуги был подвергнут административному аресту на 15 суток.

18 октября подобное шествие подростков, вооруженных колами, цепями, палками, возглавил еще один «лидер», нигде не работающий и не учащийся Дмитрук, за что он также был наказан народным судом Московского района. Участник «боев» подвергнут штрафу в размере 30 рублей».

«Кошачьи» в своем сквере

Калужане говорят: как надо было гулять по Калуге, чтобы не сломали ноги?


Успел измерить спичечным коробком пешеходные переход — можешь ходить к местным девкам

Режиссер и журналист Константин Кисов

«К середине восьмидесятых в среде группировок появилась так называемая преемственность. Старшие воспитывали подрастающее поколение.

Я помню, мне запрещали вечером в «Пельменную» на Театральную заходить, лучше идти по другой стороне улицы. Это было семидесятых. Названия у группировок появилось к восьмидесятым. Они, как имена рок-групп, гремели на весь город. «Коты» были первыми, насколько я знаю. Знаменитый «кошачий сквер» был между улицей Алексеевской и Ленина, кзамовский спортзал там рядом и сквер. Чуть позже «кошачьи» собирались в самом центре Калуги, около Дома Быта, в сквере за кинотеатром «Центральный».

Вспоминаю парадоксы. Когда пара простых милиционеров — два ППСника, сержанта, заходили в места сборищ группировок, у них не было ни дубинок, ни пистолетов… При этом криминальная молодежь тут же рассасывалась. Уважали и побаивались.

Были у хулиганов некие правила, Правда, везде разные. Если ты шел в чужом районе с девушкой, то тебя не трогали. Если ты шел из другого района к местной девушке, то огрести мог. И неслабо. А еще была такая «фишка». Нужно было спичечным коробком пешеходный переход измерить, засекали время. Уложился? Тогда к местным девкам можешь ходить».


Лидеров «Апачей» развенчали за избиение отца на глазах у семьи

Журналист Олег Новиков

«В 1987 году я работал (после КТЗ, армии и МГУ) в ГК ВЛКСМ, и мы все группировки знали (лидеров, численность, места обитания и влияния). В этом же году организовали военно-патриотические клубы с рукопашным боем, инструкторами-афганцами. Конкурс дискотек провели по всему городу, практически во всех крупных комсомольских организациях. Приток молодёжи у них иссяк после нескольких крупных стычек. А лидеры или сели, или в бизнес подались. Уважаемые сейчас люди. Фанаты футбольные (выездные) бузят, знаю, до сих пор… но их единицы».

«Я был на суде лидеров «Апачей». Они избили мужчину на остановке 3 аптеки на глазах жены и детей. В УМВД на это отреагировали очень жёстко. Пару человек запихнули в пресс-хату и развенчали их по-быстрому. Публикации помогли в газетах. Многие нужные выводы тогда сделали и правильный выбор».


Андрей Ивочкин:«У нас двоих одноклассников весной 1987 года из школы исключили и ВЛКСМ за, как сейчас скажут, «несанкционированное шествие». Они тогда пошли на похороны кого-то из «Ягодки». Толпа перекрыла Московскую улицу и захватила троллейбус, который ехал по маршруту номер 8».


Что еще за Гортоп?

Радио-диджей Владимир Комаров

«Было такое неформальное объединение конца 70-х-начала 80-х «Гортоп». Туда входила молодежь, тусовавшаяся в Театральном скверике, на аллейке по Кирова от Ленина до площади Победы. Тогда в начале аллеи Киров стоял, его потом перенесут. В плохую погоду в фойе Дома быта и у драмтеатра. Особо хулиганов там не было, больше неформалы и меломаны. Женя Нестеров, подающий надежды боксер, выполнил норматив КМС.

Я, будучи студентом, вместе с ним подрабатывал грузчиком в шестом магазине. Потом его сгубила наша извечная русская болезнь. В последние время я его видел, когда он стрелял рубли на Кирова. Но тогда уже не было никакого мифического «Гортопа». Да, а реальный «Гортоп» находился на улице Воронина за драмтеатром. Мы называли его штаб-квартирой, заочной. Был в тусовке абсолютно безобидный тип Шмайсер, запомнился, видимо кличкой.

Для нас, десятиклассников, в 79-80-м, это вроде как элитный клуб был. Нашей максимальной целью было попасть на дискотеку — в пед или во Дворец пионеров, на «Фантазию». Про Баумановку я вообще молчу, просто нереально было вот так в «Лонг Плэй», без билета, с улицы, попасть было! А «Гортоп», в отличие от нас, «нищебродов», после уличной тусовки, вечерком на Кирова вполне мог спокойно подхватиться либо в кабак, либо на дискотеку. Ну, и отдельных, особенно выдающихся личностей, конечно же, и в лицо знали. Нестер, Шмайсер, Джаггер. По-моему, «Гортоп» тихо умер году, так к 1983-1984, может и ошибаюсь».


Как чесали кулаки, идя «стенка на стенку»

Валентин Черняк, создатель музея «Рок-подвал», музыкальный критик

«Дискотеки в то время были поделены группировками. «Кошки», как раз были в центре Калуги, Концертный зал и кошачий скверик был рядом. «Ягодка» — это ДК «КТЗ», «Апачи» — ДК «Строитель», «ЯНА» (ЯгодкаНацистыАпачи) — это Салтыковка, ДК «КЭМЗ». Они тогда устраивали в городе веселухи, между собой драки сто на сто человек, ходили маршем, военизированным таким. Ребята все были из рабочих семей, не просто они дрались забавы ради, а с какими-то идеями и мыслями в голове.

И в связи с этим, когда мы (дискоклуб «Круг») только начали свою работу в концертном зале, пришли «Кошки» и стали вроде как порядок свой наводить. И тогда я им сказал, после дискотеки всем остаться. Говорю, ребята, так и так. Вам дискотеки нравятся? Они: «Дааа, все супер»! Хотите, чтобы мы дальше здесь работали? «Конечно». Тогда давайте договариваться. Значит вы следите за порядком здесь, раз вы тут себя считаете хозяевами. Никаких драк, разбирайтесь на улице, где хотите. Они дали слово. Слово они это ни разу не нарушили. Были столкновения, но случайные, они подходили ко мне и говорили, Валентин, это не мы. Мы их разняли, ну кому-то дали, чтобы впредь здесь этого не было.

Были случаи, когда во время дискотеки проходил слух, с Московской площади к нам выдвигается «Ягодка». Моментально зал пустел. Они строем выходили с дискотеки и шли разбираться.

Приходили иногда комсомольские оперотряды, которые могли прекратить дискотеку, всех построить и начинать, как говорится шмон. Мы конечно объясняли им, что лучше пусть «кошки» здесь находятся, чем по улицам слонялись, здесь их и контролировать лучше, зачем унижать перед другими посетителями. «Кошки» нас за это уважали, не буду врать иногда кое-кого прятали от комсомольских активистов.

Тогда же горком комсомола в ДК «Строитель» провел встречу представителей всех группировок. И меня пригласили, как главного специалиста по этим ребятам. Сидели, разговаривали, зачем, почему и т.д. И договорились. Я их пригласил всех на следующую дискотеку. И спросил, даете обещание, что вот вы «Кошки» никого на дискотеке из, к примеру, «Апачей» не тронете? Дадим. Придете? Придем. Действительно пришли, я волновался, но все прошло мирно».

Самая популярная песня на дискотеках второй половины 80-х: итальянского диско певца Eddie Huntington USSR., припев которой переложили так: «USSR – «Апачи» сила, USSR – «Котам» могила.

Самые страшные драки происходили в парке. Помню, слева, со стороны Бауманского идет человек двести строем, в центральный вход входят другие двести и, не заходя на нашу танцплощадку (где танцевал, как мы называли «профсоюз», молодежь, которая не принадлежала ни одной группировке), выстраиваются около собора.

Подъехала милиция, стоит, ждет. Выходят два человека от каждой группировки, как на Куликовом поле и начинают драться. Дрались, кстати здорово, профессионально. Остальные стоят стеной, смотрят друг на друга. И через какое-то время их разнимает пузатый милиционер, мол, хорош. Потом они между собой договариваются и идут либо в овраг, либо еще куда и там уже начинается «месилово» настоящее. В восьмидесятые в парке такое происходило постоянно, борьба за место, в 90-е это уже спало. Кого-то пересажали, кто-то в бандиты ушел».


В начале девяностых многие группировки развалились. «Апачи» слились с «Котами» еще в 1989 году, началось «крышевание» коммерческих палаток, мест на колхозном рынке. Некоторые отбыли в места, не столь отдаленные, спились. А кое-кто, наоборот, сделал карьеру в бизнесе и политике. Подросшие наследники еще собиралось в определенных местах и по традиции именовали себя тем же «Периметром». Но разборки группировок уже сошли на нет, а к нулевым все окончательно закончилось.

Кто все-таки ушел в «бандиты» мы вам не расскажем, чтобы по старой памяти «не замесили». До новых исторических встреч!

Сергей СЫЧЕВ

Расскажите друзьям: