В Доме музыки представили лики двадцатилетних
20 фотографий «для паспорта», как он сам определил жанр своих работ, выставил в галерее Дома музыки молодой калужский фотограф Петр Беляев на своей первой выставке «Двадцать лет», открывшейся 3 октября.
Это фотоизображения молодых людей крупных планом, в упор глядящих в глаза зрителю.
«Мне показалось интересным, - говорит фотограф, - объединить в одном пространстве образы молодых людей одного возраста, создать такой коллективный портрет поколения».
Персонажи для портретов Петр искал через соцсети. Всего для проекта он отснял 60 человек, потом отобрал около 40 фотографий, и в результате 20 из них вошли в экспозицию.
Портреты сделаны масштабными, говорит сам фотограф, чтобы у зрителя установился визуальный контакт с моделью.
«Фото на документы – осознанный выбор, я хотел быть объективным», - объясняет Беляев концепцию выставки.
Ее, кстати, признали убедительной далеко не все зрители, судя по разнице мнений, которые, порой, были диаметрально противоположными:
«Провокация, которая не имеет отношения к искусству, возможно, художнику захотелось стать модным, и, наверное, он этой цели достиг!»
«Мы видим, может быть, антропологическое исследование, или этнографическое описание определенного типа людей, но это не художественные портреты».
«Пришли модели, привели по паре своих друзей, вот и полный зал», - высказал свое мнение один из посетителей по поводу количества зрителей, пришедших на выставку.
«Пришла посмотреть на портрет своей подруги! Так неожиданно! Она сосем другая здесь».
Была и безоговорочно восторженная оценка, прозвучавшая из уст калужского архитектора Николая Свириденко:
«Эти портреты молодых женщин, девушек, отсылают нас к иконам. Это же действительно лик поколения. Вглядитесь в них, и вы увидите целый мир».
А вот основная претензия недоумевающих искусствоведов состояла в том, что любое произведение искусства – это высказывание на тему бытия, иными словами, попытка ответа на вечные вопросы, которые ставит перед собой человечество. Ничего подобного, по их мнению, они здесь не нашли. Между тем, сам Беляев и часть публики считают, что именно на эти вопросы представленные произведения и отвечают.
«Я хотел, чтобы зритель задумался и попытался ответить на вопрос: какие они, нынешние двадцатилетние?», - заявил фотограф.
Судя по всему, он своей цели добился: вопросов было задано много, от недоуменных и возмущенных до восторженных.
Вернисаж длился не больше часа, зрители быстро покинули галерею, однако оставив в ней следы собственной энергетики, настолько жаркими были развернувшиеся здесь дискуссии. А Петр Беляев заявил о намерении продолжить проект:
«У меня родилась идея продолжить эту историю лет через 20: разыскать всех этих людей – специально сохранил контакты - и сделать их портреты уже сорокалетних. Они заслуживают отдельной выставки через годы».
Владимир ПЕТРОВ