Варя Шленская: новый театр и герои из пивной
Наши имена войдут в историю Калуги. Мои корявые мысли, еще не успевшие оформиться в голове, перенесенные сырыми на бумагу, тоже будут началом летописи новой культуры, новой эпохи, нового театра нашего города.
Семинар, посвященный документальному театру, который проходил в Калуге – это разрыв шаблонов. Почти революция.
Удивительно, как в пространстве нашего – такого традиционного театра, как в этом любимом пафосе и монументальности сталинского ампира нашлось место дерзкому и опасному.
Я очень люблю наш театр! Это самое лучшее, самое главное место Калуги, в котором комфорт обитания и трепет перед священными чудовищами образуют уникальный альянс. Но всё чаще, возвращаясь с премьер, я ловлю себя на мысли, что второй раз – не пойду. Что-то важное перестало проникать и отзываться, каждая из постановок вызывала ощущение уже виденного, знакомого, того, что пройдено и переварено.
Независимо от того, что на сцене – кринолин и букли, или пирсинг на голой заднице.
И я бы никогда не поделилась этими мыслями и была бы свято уверена – это со мною что-то не то – если бы не... Если бы не побывала на семинаре о док.театре.
Итак, первый день. Аудитория 18+. Те из «18+», которые особенно чувствительны к нецензурной лексике, тоже могут заранее выйти. Драматурги Алексей Зензинов и Владимир Забалуев начинают лекцию об истории документального театра и вербатима. Нет-нет, их рассказ абсолютно цивилен, корректен и увлекателен, просто вслед за лекцией последует просмотр фрагментов спектакля, которые могут травмировать неподготовленного, или не принимающего современный театр в подобном виде.
Ведь эксперты сразу, с первых минут предупреждают – на сценической площадке док.театра есть место всему, в том числе - насилию, геям, воспаленному сознанию наркоманов...
Зато тех, у кого откликнется, ждет увлекательный процесс создания собственного детища.
Участники семинара уйдут в ночь – чтобы слиться с жизнью города после 20.00, почувствовать ее дыхание, увидеть её героев. Не тех – привычных героев, о которых рассказывают с экрана и пишут в газетах, а героев живых, настоящих, неотредактированных.
Ну скажем, вы садитесь к такси, включаете диктофон и просто катаетесь по городу, общаясь с водителем – открывая для себя мир таксистов-полуночников. Или приходите к арт-заводу, включаете диктофон и просите закурить у колоритной матерящейся фигуры в дредах. Это первый шаг в создании док-театра – театра документального, сохраняющего лексику, обороты, мизансцены, не приукрашивающего и ничего не добавляющего к реальным образам реальных героев. Это то, что потом воплотится на сцене, что станет новым театральным искусством.
Предвижу ужас эстетствующих знатоков.
Пивнуха – что может быть, казалось бы, прозаичнее – сборище маргиналов с дешевым пойлом? Представьте, это тоже НЕ МОЯ реальность, представьте – мне тоже с лихвой хватает чернушного натурализма, беспардонно врывающегося в розовостекловый мир моей тонкочувствующей и беспредельно ранимой личности. Но оказавшись вместе с участниками семинара в желтом свете крохотного зала, я внезапно стала свидетелем уникального действа – рождения новой эстетики, когда вдруг среди дышащих духами и туманами, ты видишь:
- своего коллегу;
- своего однокурсника;
- известную медийную персону Калуги;
- аспиранта;
- иностранца;
- педагога...
Герои ночного города, как и обещали эксперты, сами тебя находят. Ты просто не забудь включить диктофон.
Чего ждем от традиционного театра? Вранья самому себе – о том, что герои Арбузова или Чехова (который, к слову, тоже когда-то стал новой и осуждаемой страницей в истории театра) говорят нашим языком, живут и дышат в нашем ритме?
Сколько можно реанимировать, крутить и вертеть классику, отказываясь от донора – а документальный театр – один из немногих, кто сможет стать донором, сохраняя – как ни парадоксально – не существование, а полноценную жизнь русского психологического театра!!!!
Пока, к сожалению, соглашусь с экспертами – в 90% случаев попытки сохранить традиции на фоне современных реалий – это голова страуса в песке. Доктеатр дает тебе связку ключей. Когда ты вдруг узнаешь, что матерящаяся девица с татуированным лбом в этом клубе – дочь известного чиновника, а этот забытый богом наркоман из подворотни – сын твоего знакомого, ты начинаешь видеть и чиновника, и знакомого в ином свете, они уже – не закрытая книга, тебе становятся понятными их чаяния и мотивации, и потому чернушный мир – тоже немного наш.
Кстати, про чернуху и порнуху. Уж не знаю, какой процент зрителей ожидал от скандального театра «Практика» именно этого кощунства в стенах калужской драмы – но спектакль из серии «Человек.doc.» «Александр Гельман. Последнее будущее» - это туз в рукаве, завершивший семинар.
Это наглядный пример, что документальный театр – не только и не столько обнаженная действительность на языке с нецензурными артиклями, но и размышления о судьбе великих философов/ученых/писателей на их языке!
Текст Гельмана, актерская работа Федора Степанова, режиссура Эдуарда Боякова и Виктора Алферова – это мощь, удар, шаровая молния – как угодно.
«Я никем не заказан, я совершенно независим, - но я считаю, что в Калуге должно быть место современной культуре, современному театру – это будущее ваших детей», - подвел итог один из ведущих семинара и одна из самых звездных личностей сферы современного театра – продюсер, режиссер, педагог Эдуард Бояков, с которым мне – теперь я понимаю – ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ общаться лично.
Странно и непонятно, необъяснимо пока одно – почему, получив такую шикарную возможность поучаствовать в семинаре, ее практически не использовали студенты филфака, "кулька" – в наше-то время коммерческого образования! Дело ли в нехватке времени или косности образования, или нелюбознательности юных калужан и педагогов – но как-то корябнуло неприятно, что в наших учебных заведениях нет стремления к активному развитию.
Хотя теплится, конечно, теплится надежда, что семинар был началом, что при моей жизни в Калуге родится и заживет еще один театр – театр, в котором не играют, который, в свою очередь, обогатить наш нынешний – горячо любимый калужский драматический.
Варя ШЛЕНСКАЯ
фото А.Демидов