Интервью под градусом: за что барменша ненавидит феминитивы и на что живёт
В мировых конкурсах по барному мастерству регулярно
побеждают девушки. Так, например, лучшим барменом 2019 года по версии
профессионального международного конкурса Diageo Reserve World Class стала
жительница Сингапура Банни Канг.
Но не только за рубежом есть заслуженные повелительницы шейкеров, есть они и в нашей стране, и, конечно, городе. Мы пообщались с одной из них. Леся Бобровская на протяжении трех лет разрушает стереотип о том, что бармен – это мужская профессия, при этом она настолько не любит феменитивы, насколько любит свою профессию.
С ней накануне ее профессионального праздника, который отмечают сегодня, 6 февраля во всем мире, мы и поговорили.
– Бармен или барменша?
– Как ценитель чистоты русского языка, напомню, что, согласно словарю Даля, «таким именам, как докторша, секретарша, бригадирша и др., даётся единственное значение – «жена». Офицерша – это жена офицера, докторша – жена доктора».
Даже если отбросить это правило и присмотреться к словам, образованным от мужских существительных при помощи суффикса «ша», очевидно, что практически все они звучат пренебрежительно – авторша, директорша или директриса, блогерша…
Правильнее – бартендер. Но это слово слишком непривычно, поэтому ограничимся всем знакомым понятием — бармен.
– Что бесит в клиентах?
– Навязчивость и желание, чтобы всё внимание было приковано именно к нему (конкретному человеку). Бесят люди, которые считают, что им все должны, и обращаются с тобой как с обслугой. Бесят шумные компании ребят чуть за 20: они, как правило, отвратительно себя ведут – кричат, мусорят, могут что-то утащить.
– Где учиться на бармена?
– Есть курсы по методике международной барменской ассоциации, которые проводит барменская ассоциация России. В каждом более-менее крупном городе она есть. Недавно для калужан тоже появилась возможность учиться по этой методике – школа барменов, в которой было уже два выпуска профессионалов.
– Что по деньгам в итоге? Речь про Калугу.
– Все не очень хорошо. Практически все заведения нашего города ставят в приоритет экономию на сотрудниках. Поэтому берут на работу совсем молодых ребят, без опыта работы. Профи всё чаще покидают индустрию и уходят в другие сферы ради адекватных зарплат и условий труда. Есть очень жизненная ситуация на эту тему:
– Какие бывают странности у клиентов?
– Я давно перестала обращать внимания на подобное, хотя в какие-то моменты удивляешься просьбе подогреть мохито или заказу вишнёво-шоколадного лимонада без шоколада, например. Гость может заказывать что хочет, а твоё дело просто предупредить, что подобные изменения нарушат баланс вкусовых качеств напитка. Всегда можно предложить гостю альтернативный вариант, возможно, он понравится ему больше.
– Девушка — бармен. Пристают?
– Знаки внимания получаю часто, но в большинстве случаев они ненавязчивые. Группу быстрого реагирования вызывала всего один раз, когда пришёл сильно пьяный мужчина, приставал и не хотел уходить. Я бы и с этим справилась, разумеется, но неприятности с законом мне не нужны, к тому же есть специально обученные люди, которым за это платят.
– Муж поддерживает, забирает ночью?
– Муж поддерживает меня в любых начинаниях, по возможности встречает, но в этом нет необходимости: после работы я возвращаюсь домой на корпоративном такси.
– Есть ли правила общения с клиентом?
– В общепите нет клиентов, есть гости. Правила, разумеется, тоже есть: гостеприимство, доброжелательность и уважение к гостям – три кита сферы общепита. Сервис – техническая сторона гостеприимства, главное его правило – гость всегда брезглив, бармен всегда педант. Остальные правила разработаны конкретным заведением, в котором ты трудишься. Есть некоторого рода табу для любых заведений (и не только для них).
Нельзя говорить с гостем о политике и религии – это моветон, нельзя обсуждать сотрудников заведения, в котором работаешь, –- это неуважительно по отношению к коллегам, нельзя говорить "нет", если нет напитка, который просит гость, – вместо этого нужно предложить близкий по вкусовым качествам.
– Бармены пьют за стойкой?
– Уважающие себя бармены в большинстве своём не пьют на рабочем месте. Также большинство заведений нашего города против политики употребления за стойкой. Исключение составляют проработки напитков, тогда ты вынужден пробовать то, что готовишь. Перед отдачей напитка гостю обязательно нужно его пробовать, чтобы удостовериться, что вкусовой баланс в порядке, пиво не прокисло, а сок не испортился. Некоторые гости настаивают на том, чтобы ты с ними выпил. Если заведение не запрещает этого, можно символически пригубить, за счёт гостя, разумеется. (Улыбается.)
– В чем кайф? Зачем тебе это?
– Это все эмоции. Эмоции гостей, которые приходят впервые, непередаваемы. Особенно когда ты подбираешь именно тот напиток, который они хотели: они смакуют его, прикрывая глаза от удовольствия, наслаждаясь всей палитрой вкусов, а ты, довольный, расплываешься в улыбке, потому что понимаешь, что даришь то, для чего они пришли к тебе, – радость и удовольствие, а в дальнейшем – счастливые воспоминания. Потом эти гости приходят снова, потому что запомнили, что ты можешь подарить эти чудесные мгновения, возможно, кто-то из них впоследствии станет другом. В каждом человеке – целая вселенная, огромный мир, круговорот невероятных историй.
Если ты по-доброму, с пониманием относишься к гостю, а он отвечает тебе тем же, мир вокруг становится чуть лучше. Думаю, это и есть ответ на вопрос, зачем мне это.
Андрей Манкевич