Калужане не поняли Церетели

«Ребята!!! ЭТО - нечто!!!! ТАКОГО еще не было в Калуге», - написала несколько дней назад в «Фейсбук» руководитель галереи Дома музыки Анна Сенатова. «Рекомендую всем, у кого проблемы с настроением, поиском смысла жизни и себя в ней (в смысле - своего места в жизни)... Огромные яркие эмали, в человеческий рост, сочные, мажорные краски, изысканные графические листы (шелкография), 17 скульптурных работ малых форм». Но оказалось, что в большинстве своём калужане проигнорировали выставку Церетели.
Итак, в картинной галерее Дома Музыки вторую неделю экспонируется Церетели. О том, чтобы вернисаж состоялся, договаривались полгода. Чтобы доказать сопричастность Калуги к прекрасному, заведующей галереей Анне СЕНАТОВОЙ пришлось подобрать не мало аргументов. Наконец, общий язык с представителями Зураба Константиновича был найден, выставка привезена из столичной Академии художеств и смонтирована сотрудниками Выставочного отдела.
Открыли, пригласили, нате, радуйтесь. И вроде даже на драгоценные сочные эмали, брызжущие истинно грузинской энергией, калужанин пошел. Не массово, как на Билана – на выставки вообще ходит ограниченное число людей. Но все интересующиеся – молодежь с художественных и дизайнерских факультетов, чуткие мамы повели взглянуть на эмали маэстро своих детей, просто любопытствующие – глянуть что этот грузин может, кроме гигантских и, по правде говоря, особенно не нужных памятников. Оказалось, Церетели правда талантлив.
Экспозиция пропитана теплом винно-шашлычного Кавказа, на цвета и объемы художник явно вдохновлялся на родине.
Не шаурма
Спустя неделю явился и создатель шедевров. Зная его биографию, все ожидали увидеть пафосного старичка с коленцами вроде тех, что выкидывают Безруков с Певцовым, приезжая в Калугу, и с неподъемным райдером. Вот бейте меня, но не люблю я всю эту шаурму от эстрады – вроде замешано все правильно: мяско еще тепленькое, лучок-специи, лаваш приятный, кавказский, а завернут – так дрянь привокзальная, приличный человек жрать не станет.
Однако звездный маэстро из приближенных к сильным к шаурме отношения не имел. Приехал рано, поездом. Спросил кофе, хвалил женщин, неспешно прогуливался по городу. Мало кто сможет поспорить, что
Церетели – персона эпическая. Он оказался совсем уж стареньким дедулей, добрейшим и светлейшим, как его собственные творения.
Вежливо поприветствовал журналистов чуть ли не лично каждого. Тянуло от мэтра каким-то человеческим теплом и гостеприимством что ли, которое люди в большинстве своем давно утратили.
На пресс-конференции оказалось, что по-русски Зураб Константинович говорит с сильным грузинским акцентом. Первым делом спросили, приедет ли он еще?
- Спасибо, что у вас есть такое желание. Сегодня как никогда я осваиваю новую технику. Что у меня получаются тонкости, я обязан детям, с которыми работаю. Я обнаружил, что так много не знаю, как знает новое поколение! Они не стоят на соцреалистических рельсах, у них открыто сознание, они готовы экспериментировать. Да, пусть они немного избалованы, сразу после диплома хотят персональную выставку, но они потом поймут, у них есть потенциал.
Закрыл калужанок паранджой
Далее Зураб Константинович выразил восхищение Калугой:
– Калуга – красивый город. Как только я вышел из поезда, увидел массу красивых женщин. Для художника счастье жить и работать, вдохновляться в городе, где много таких женщин! И здесь собрались – ты посмотри какие все красивые! Самое лучшее в России – это женщины. – Зураб Константинович говорил это, делая набросок золотой ручкой на листе бумаги.
У Церетели вообще обнаружилась страсть к золоту: драгоценные браслеты из того же металла тяжело свисали с запястья, венчала руку мастера массивная печатка.
Позже, в конце пресс-конференции окажется, что вдохновленный красотой калужанок гений изобразил за время беседы женщину… в парандже. В какие восточные дали увела муза маэстро так и осталось тайной.
Калуга не пошла и осталась недовольна
Провокационных вопросов не было. Церетели в основном отвешивал комплименты женщинам и говорил о новом поколении, о возможностях современного искусства. Под конец пообещал приехать еще раз, теперь – с живописью. После пресс-конференции было официальное открытие. Выходя перед ним во двор Дома музыки, я подумала, что там наверняка стоит, если не очередь из желающих позырить на персону, то по крайней мере с горстку калужан наберется. Ожидания мои не оправдались.
У дверей была нерасчищенная калужская улица и вечный пробковый коллапс из взятых в кредит иномарок.
Калужане ехали себе мимо по своим делам, не замечая выставок, грузинских гениев и пяти-шести журналистов, вышедших из галереи под сильным впечатлением. Кто прав? Не знаю.
А экспозиция провесит до 25 декабря. Спешите видеть.
(c) Ольга Орлова