Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
08:04, 28 марта 2013

Андрей ГУСЕВ: добыча песка под Калугой угрожает природе и истории

Look 24, Афиша, Демография, День молодежи, День святого Валентина, День семьи, Инстаграмщина, Истории, Молодежь, Фотографии

Добывать песок – выгоднее и халявней, чем развивать сельское хозяйство, выращивать, например, скот или получать молоко.

Кажется, я понял, что напрягало меня в последнее время, когда я проезжал по дороге в Калугу через Корекозево. При свете дня видно, что за домами, которые на стороне ближе к реке, вовсю ведется разработка песчаных карьеров. Причем, они уже почти уже во всю длину деревни выросли.

В еще недавние времена село Корекозево было известно двумя своими особенностями – длиной более 4,5 км вдоль шоссе и картошкой, которая отлично росла на песке. А до революции в селе была и третья достопримечательность - богатый Лютиков Троицкий монастырь, настоятель которого архимандрит Савватий в1613 г. подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Но судьба монастыря оказалась все равно печальной: как раз 95 лет назад, в 1918 году, местных монахов посчитали зачинщиками крестьянского бунта, и нескольких расстреляли. А здания отдали местной сельхозартели, которая умудрилась всего за 20 лет довести крепкие почти 400-летние каменные сооружения до полуразрушенного состояния. И в советское время здесь была летняя дойка.

Сейчас на дороге у поворота к месту, где располагался монастырь, поставлен большой крест. Еще несколько лет назад покойным академиком Александром Панченко была подана идея, поддержанная, кстати, тогда еще Архиепископом Калужским и Боровским Климентом, об установке какого-то памятного знака на месте, где расстреляли монахов. Но до сих пор, к сожалению, так ничего не сделало.

А вскоре вполне может случиться так, что и просто место, где находился монастырь, нельзя будет даже идентифицировать. К нему почти уже вплотную приближается песчаный карьер.

Вообще карьеры уже выросли на пойменном берегу Оки на протяжении длины чуть не половины села. Разработка песка ведется вовсю даже сейчас, в холодное время года.

Конечно, добывать песок – выгоднее и халявней, чем развивать сельское хозяйство, выращивать, например, скот или получать молоко.

И шоссе Калуга – Козельск тут рядышком. А ты просто выводишь свой карьер из земель сельхозназначения и забираешь то, что, в общем-то, тебе по большому счету не принадлежит, и к чему ты отношения не имеешь вовсе, кроме разрешения, непонятно каким образом полученного. Потому что ну никак не верится, что сельские и муниципальные власти до такой степени равнодушны к той истории, которая творилась здесь или пренебрегают ей. Тем более теперь, когда ведутся разговоры о 400-летии царской династии, духовных скрепах и общем учебнике истории. Но все это теряет смысл, когда остатки монастыря и весь культурный слой просто свезут на отвал очередного карьера. А исторический песок станет или частью фундамента какого-нибудь ТРЦ или будет просто закатан в асфальт.

И почему-то нет никакой уверенности в том, что перед началами работу сюда позовут специалистов-археологов, чтобы они смогли здесь поработать.

На мой вопрос, почему это стало возможным, министр природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области Владимир Жипа ответил, что эти участки землей сельхозназначения не являются, на добычу песка есть все необходимые разрешения. Однако, как и когда они выдавались, он сказать не может. Скорее всего, это было сделано предшественниками нынешнего министра. Однако природоохранная прокуратура еще раз проверит, все ли было сделано по закону и где он мог быть нарушен.

То, что это происходит под самым боком у национального парка «Угра», я уже и не говорю. Но смотреть на то, как уродуется красивейшая в этом месте пойма Оки, без содрогания уже становится невозможно.

Нам остается лишь следить за тем, что победит – признание исторического значения этого места или жажда к наживе.

В противном случае у Корекозево останется лишь одна особенность – длина. Картошку здесь давно уже не выращивают.

Андрей ГУСЕВ.