Андрей ГУСЕВ: Золотухина будем вспоминать долго
Сегодня Москва прощается с Валерием Золотухиным. Похороны состоятся в пятницу на Алтае – его родине. Вместе с тем Золотухин утверждал, что именно Калуга мистическим образом связана с его судьбой. Андрей Гусев вспоминает о встречах с артистом.
Семь лет назад народный артист России Валерий Золотухин сыграл роль Городничего в спектакле областного драматического театра «Ревизор», который поставил режиссер Александр Плетнев. Он регулярно приезжал в город, чтобы выходить на сцену, был открыт для общения, чем с удовольствием пользовались журналисты, потому что Валерий Сергеевич всегда мог чем-то удивить или озадачить парадоксальным суждением.
И провожая его до гостиницы «Приокской», в которой Золотухин останавливался,
можно было чувствовать себя по-настоящему счастливым, потому что он дарил тебе свое время и отвечал практически на все вопросы, даже на те, которые могли показаться нелепыми и глупыми.
Наверное, он все-таки тогда уже примерял на себя роль руководителя театра, из которого уйдет Любимов. По крайней мере, ответы на вопросы о будущем «Таганки» не вызывали у него затруднений.
А о своей работе с Александром Плетневым Золотухин говорил так:
- Мое дело маленькое. Мы работаем, слава Богу, в согласии с режиссером. У меня нет отторжения того, что он предлагает. А моя основная сверхзадача — сыграть роль так, чтобы потом было не стыдно приезжать в ваш город и театр. Поэтому свой КПД я стараюсь использовать по максимуму.
Те, кто видел Золотухина в роли Городничего, наверняка согласятся, что он производил в ней очень сильное впечатление.
Параллельно с работой над ролью актер загорелся идеей поставить в Калуге памятник Гоголю и даже передал в областной художественный музей бронзовый макет этого памятника работы скульптора Александра Смирнова.
- Эта скульптура мне кажется очень выразительной, и я хочу, чтобы идея постепенно проросла в настоящий памятник. Для меня в этом Гоголе есть какая-то загадка. В свое время я увлекался Николаем Васильевичем. И зная, что он писал стоя за конторкой, даже срубил себе конторку и долгое время за ней упражнялся, - говорил актер.
Памятник вполне мог бы стоять на площади перед театром, причем лицом к театру. Я, когда приехал в этот раз в Калугу, встал на предполагаемое место памятника и почувствовал себя как-то уютно. Я думаю, и ему будет уютно.
Тогда же памятник нашел одобрение у Анатолия Артамонова.
Губернатор сказал, что в Калуге памятник Гоголю будет. Но пока устанавливали что угодно – мешки, рыбок, но не писателя. А сейчас, со смертью Золотухина, про это совсем могут забыть.
- Я прочитал у Гоголя: «Я не мистик, я в сны не верю, в приметы не верю». Я тоже считал, что я не мистик. Но получается так, что мы сами себе создаем мистику. Теперь вот и Калуга мистическим образом связана и с именем Гоголя, и с моей судьбой, - говорил Золотухин об этом периоде своей жизни.
В последний раз в Калуге актер побывал на открытии памятника святым Петру и Феврониии. На открытии очень волновался и чувствовалось, что неважно себя чувствует. Злые языки тогда говорили, что Золотухин – не самая удачная кандидатура для участия в церемонии открытия памятника покровителям семейной жизни и идеальной семье…
Не так давно в Калуге умер фотограф Валерий Иванович Копылов. В молодости он был связан с московским театром на Таганке и оставил после себя интереснейший фотоархив с репетиций спектаклей, портретов легендарных театральных актеров, в том числе Высоцкого и Золотухина.
К сожалению, два Валерия так и не смогли тогда встретиться, хотя Золотухин был в курсе и того, что Копылов живет в Калуге, и того, что временами сильно запивает. Зато они наверняка встретятся сейчас. Я почему-то не сомневаюсь, что им найдется, о чем поговорить.
Андрей ГУСЕВ.