Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 4 апреля 2013

Модные тренды 2013 года: как к этому относиться

Look 24, Афиша, Безопасный город, Благоустройство города, День города, Истории, Новости, Общественный транспорт, Общество, Фотографии, Яркие люди города

Модные показы и недели мод сменяют одна другую. Просторы интернета, глянцевые журналы пестрят фотографиями с показов мод. На несколько порядков возросло и количество людей, обсуждающих модные тенденции, образы и стили. Модные обзоры иногда противоречат друг другу, модные стилисты вещают нам о том, без чего в предстоящем сезоне нам ну никак не обойтись. И это понятно – современная мода нуждается в переложениях на обывательский язык.

При таком количестве источников информации, коллекций одежды модные обзоры (будь то глянцевый журнал, модный обозреватель) всегда будут носить субъективный характер. В одном известном журнале я прочитала фразу «желтый цвет – бесспорный фаворит сезона». Что это может означать? Всем переодеться в желтый цвет? А синий «меньше» моден? Естественно, это утрированная постановка вопроса, но все же предлагаю вместе поразмышлять на тему моды, показов мод. Как, на мой взгляд, следует относиться к модным показам, чего от них ждать в будущем.

Существует не одно определение моды. Мне очень понравилось высказывание модельера Рея Кавакубо: «Мода – это вечный поиск новых ответов на вопрос: что такое красота».

Понятно, что это мотивационная составляющая творцов одежды, на которую откладывает отпечаток историческая эпоха (можно пуститься в философский спор и предположить обратное влияние), экономическая ситуация в мире. Для других это бизнес, причем немалый. Очень точно дала определение моды легендарная Коко Шанель: «Мода - это то, что выходит из моды».

Немного отступим от темы и обратимся к историческим фактам. Без этого, как мне кажется, не будет полноты картины.

Итак, хронология событий.

Древний Египет и современная мода (высокая)

Азия

Античная Европа. Обращение к данным конструкциям происходят чаще всего.

Индия

Была ли в те далекие времена мода? В современном понимании нет, поскольку не было той изменчивости в нарядах, основных силуэтных линиях и формах, которую мы наблюдаем сейчас. Но признаем, что желание женщин (да и мужчин тоже) выглядеть оригинальнее и краше других присутствовало с сотворения мира.

Когда появилась мода? Многие связывают «рождение моды» с массовым производством ткани и относят это к 14 веку. На кого равнялись и с кого брали пример? На первых людей государства, элиту, знать. Позже появились журналы.

Так, уже в 1672 году во Франции начал выходить журнал для мужчин «Галантный Меркурий», где были разные разделы, в том числе про модную одежду с рисунки и описанием моделей, а также указанием, что и как следует носить в этом сезоне.

«Дамский Меркурий» появился в 1693 году. Редактор заявил, что его журнал ответит на вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора, там же появилась колонка вопросов от читательниц. В 1858 году Чарльз Уорт открыл дом мод «House of Worth». Уорт помимо индивидуальных заказов начал создавать коллекции одежды, которые демонстрировали манекенщицы (ранее модные туалеты демонстрировали на восковых куклах). Также копии своих нарядов он стал продавать в ателье и магазинах по всему миру.

Начало 20 века. Женщины сбросили оковы корсета.

На протяжении веков корсет использовали как приспособление для поддержания груди и создания нужного силуэта в фигуре. Бюстгальтер в современном его понимании появился в 1889 году (корсет разрезали на части, прикрепив к верхней ленты).

Первыми устои корсета начали подтачивать феминистки в конце 19 века. В этом деле их поддержали врачи, доказывавшие вредное воздействие корсета на здоровье. Прибавим к этому повальное увлечение спортом, который распространяется по Европе из Англии, где очень популярна верховая езда и велосипедный спорт. Слабая половина человечества начинает играть в гольф, крокет и теннис, кататься на коньках, ездить на автомобилях.

Это настроение уловил, подхватил французский модельер Поль Пуаре, который официально избавил женщин от жестких корсетов. Как он сам писал, «женское движение борется за свободу, а я даю женщинам свободу движения». Его платья свободно ниспадают, струятся по телу, имеют яркие цвета, завышенную линию талию и даже открывают щиколотки.

Пуаре первым осмелился предложить женщинам восточные шаровары, поверх которых надевалась легчайшая прозрачная туника. Но освободив женщину от такой мощной стягивающей силы в виде корсета, он поставил перед ней более трудную задачу – худеть. Да, красота всегда требует жертв!

Если бы не он, то кто-нибудь обязательно сделал бы то же самое, может чуть позже, да и первенство Пуаре в этом вопросе можно оспорить. По этому поводу нельзя не сказать о женщине модельере, архитекторе моды, как ее называют - Мадлен Вионне, которая первая (спорить тут бессмысленно) заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни, физические упражнения, а не корсет.

Мадлен была новатором в портновском искусстве: использовала эластичные ткани, кроила по косой (что позволяло красиво драпироваться ткани на теле), использовала минимум швов, а ее пальто были вообще без швов, конструировала одежду непосредственно на человеке методом наколки. Как говорила сама Мадлен: «Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья».

Брючный костюм для курящих дам Англии и почти юбка-брюки. 1910 год.

Мужчинам можно, а нам нет?!

Модели Поля Пуаре

Мадам Вионне

Революционные 20-е годы прошлого века. Женщинам позволили укоротить свои юбки, волосы, носить брюки и курить сигареты.

Время царствования легендарной Коко Шанель. Не будем связывать ее творчество с началом первой мировой войны, со всеми тяготами, которые претерпевали женщины в то время, и для которых требовалась более удобная и практичная одежда, мощным феминистским движением, так как любая эпоха откладывает отпечаток на творческую жизнь людей.

Клиенток самой Шанель привлекали не только ее модели, но и ее собственный образ независимой и самостоятельной женщины – новой женщины ХХ века. Шанель предложила юбки длиной чуть ниже колена, женские брюки и блейзеры, платья-рубашки, пальто и знаменитый костюм в стиле Шанель. «Цвет? Тот, который вам к лицу» - говорила она. В 1926 году Шанель создает свое маленькое черное платье, которое будет актуальным вечно. Немаловажный момент в индустрии готовой одежды – Шанель начинает шить вещи из трикотажного полотна.

Несколько слов еще об одной женщине – Эльзе Скиапарелли. Скиапарелли шила платья-сари, выдумывала пуговицы в виде монет, шляпки в виде дамской туфельки, ожерелья с пластиковыми насекомыми, одежду с изображением рентгеновских снимков.

Начала использовать нетрадиционные материалы: солому, мех обезьян, родофан (аналог целлофана), мешочную ткань из джута, застежки молнии (ранее такие застежки использовали только в дорожных сумках). Да, дружба с Сальвадором Дали не прошла даром! Для своей эпохи ее наряды были чересчур новаторскими, но позже их с лихвой подхватят другие дизайнеры. Так что все пошло уже оттуда, из 20-х, 30-х годов.

Будет преступлением не сказать еще об одной гениальной женщине ХХ века и неизвестной широкому кругу людей. Да, именно гениальной Мадам Гре – французском кутюрье.

Она не получила такой славы как, например, Шанель по нескольким причинам: не сделала никаких модных революций, не использовала в своем творчестве целлофан и бумагу, кожу крокодила, одним словом нестандартные материалы и целиком и полностью была предана своему искусству, не строив бизнес-модели.

В историю она вошла изысканными и виртуозно задрапированными платьями. Ее шедевры рождались непосредственно на человеке, без выкройки. Не знаю, есть ли в наше время портные, умеющие так работать с тканью. Глядя на ее платья, можно воспитывать вкус в одежде вообще, и бесконечно любоваться гениальной простотой.

С помощью Марлен Дитрих женщины увидели и осознали, что можно красиво носить мужскую одежду (конечно же, эти попытки начались еще раньше). Так в 1930 году актриса снялась в фильме «Голубой Ангел» в смокинге, который был пошит никак иначе, как в мужском ателье.

1947 год ‑ «первое ретро». Возвращение в моду женственных силуэтов, узких корсетных лифов, расклешенных юбок с кринолином. В это время Кристиан Диор представил свою коллекцию, свое современное видение силуэтов и форм прошлого. Этот стиль впоследствии так и стал называться New Look.

Революционные 60-е. Можно носить мини и брючные костюмы.

В 1962 году англичанка Мери Куант, следуя тенденциям своего времени (первенство, конечно, оспаривается) показала свою первую коллекцию с мини-юбками. Королева Англии вручила ей орден британской империи за особые экономические заслуги. Бытует мнение, что орден дизайнер получила за то, что благодаря ее ноу-хау в стране резко подскочила рождаемость.

В 1966 году Ив Сен-Лоран реинтерпретировал смокинг и создал женскую версию этого классического мужского костюма. Как можно догадаться, женщин, одетых в «мужскую» одежду, общественное мнение признало не сразу (речь идет о публичных местах).

Новаторство Ив Сен-Лорана на этом не закончилось. Он ввел в моду стиль битников (укороченные мотоциклетные куртки и костюмы, водолазки), куртки сафари, полупрозрачные шифоновые блузки, туфли – лодочки, ботфорты, представил куртку-парку.

1968 и 2002 год

Здесь можно поставить точку. Ибо идеи в моде (силуэтах и формах) в 70-х годах были исчерпаны. Нельзя придумать новых форм и силуэтов.

Дизайнеры давно находят источники вдохновения в истории прошлых лет и культуре и искусстве других стран, а смешивать эпохи и стили можно бесконечно. А вот дизайнерам мужской одежды еще есть, где развернуться: можно предложить сильной половине человечества (улавливая общемировую тенденцию женоподобности мужчин) юбки, например, ведь в них не так жарко летом (обосновать можно любую концепцию). И это уже происходит:

Несколько слов о самих модных тенденциях.

Почему на модных показах дизайнеры представляют концептуально похожие коллекции (не сговариваются же они). Здесь все просто: спрос рождает предложение. Существуют институты, агентства модного прогнозирования, которые изучают образ жизни людей, их ценности, их потребности, перспективы развития, основываясь на социологических исследованиях. Заранее просчитывается, что вызовет интерес и покупательский спрос. Также экономически невыгодно дробить покупательский потенциал на разные тенденции.

К таким агентствам и обращаются специалисты и байеры многих компаний и домов мод, покупая трендбуки с описанием материалов (а именно он диктует форму), цветов, силуэтов и форм. Очень точно и емко по этому поводу выразился Андрей Аболенкин – ведущий российский специалист в области моды, аналитик:

«Мода сейчас - это прежде всего социология и экономика, а вовсе не способ уникального потребления. Мода стала частью шоу-бизнеса. И в этом плановом бизнесе, когда каждая вещь проходит очень много этапов развития, в слабой позиции оказался дизайнер. Очень мало дизайнеров сейчас работает от эскиза, теперь все пляшут, в основном, от ткани. Ну а дальше – проходит показ, все переходит в руки закупщиков, людей из рекламных отделов и универмагов. А журналы заканчивают эту цепочку. Мода стилей сменилась модой концепций». Да, дизайнеры «придумывают» только то, что будет гарантированно продаваться.

Существует понятие модных циклов («это уже было прошлым летом») и здесь приводятся разные временные промежутки: 50 лет, 25 лет, 10 лет. По этой теме защищаются докторские диссертации.

О моде будущего.

Будет слишком банальным сказать, что изобретут светящиеся наноткани и будут шить одежду из нее. Глобально мыслит историк моды Александр Васильев. Он считает, что мода будущего ‑ за Востоком (мусульманские и азиатские тенденции).

Другие аналитики высказывают мнения, что моду через 30-40 лет вообще отменят, и мы будем довольствоваться униформами по случаю. Постепенно исчезнут ссылки на возраст, пол, декор в одежде.

Кстати, мусульманские мотивы ‑ это не обязательно черный цвет и паранджа. На следующем фото изображена королева Елизавета II c новыми хозяевами Дома Valentino - катарским эмиром Хамадом Бен Халиф Аль Тани и его женой Шейхой Мозой Насер Аль-Миснед. Такими мусульманских женщин я, признаться, не видела. Долго не могла оторвать восхищенный взгляд.

Что значит быть модным?

Наивно думать, что купив косуху с джинсами от Кристиан Диор в подземном переходе, вы будете супермодными и будет вам счастье.

Многие говорят о стиле, о сочетании стиля и модных трендов, разделяют понятия «быть одетой модно» и «быть одетой как все». Модные вещи, которые у всех на устах и в чем ходит каждый второй, элитарными быть не могут, такая мода остается уделом масс-маркета.

Пример, который сразу всплывает в голове - это модные в прошлом году калужские плиссированные юбки в пол, повсеместное ношение уггов. «Как из инкубатора», говорили в моем детстве. Получается, что только дизайнерская и достаточно дорогая одежда может претендовать на некую экслюзивность. К дорогому платью потребуются дорогие туфли и так до бесконечности. И я вынуждена согласиться с Александром Васильевым:

«Мода как таковая в первую очередь предназначена для молодежи, которая пока еще находится в поиске. А люди другого возраста, которые уже сформировали свой стиль, имеют право следовать только ему. Мода не для всех — только для богатых и для молодой хорошей фигуры. Настоящая мода — это всегда очень дорого, а стиль — нет. Можно быть самой стильной — и ничего не потратить. А можно скупить все, что продается в модных галереях, и остаться безвкусной и вульгарной. Мода в Западной Европе давно умерла. Она живет только у нас. В Париже никто не модничает: обычные люди одеваются так, как им нравится. А мы все еще не уверены в себе».

О торговых марках одежды, представленных в магазинах Калуги.

Как мы уже поняли (мне бы очень хотелось на это надеяться) речь не пойдет о том, где модно одеться. В Калуге это невозможно. Будем честны сами с собой. Это ни хорошо, ни плохо, так можно сказать практически про любой небольшой российский город. Это с одной стороны. С другой – мы имеем все возможности, чтобы быть одетыми красиво и стильно.

В Калуге разговор можно вести только относительно разного качества самой одежды в разных магазинах (эта тема заслуживает отдельного текста). Вывески «Модная одежда» в калужских магазинах имеют, как ни странно, под собой основания: над созданием их коллекций работают люди, которые также смотрят модные показы, читают модные журналы, также изучают прогнозы на будущее. Или просто копируют идеи с подиумов.

Везде, так или иначе, будут отражены те или иные модные тренды и тенденции. Главное не купить настолько модную вещь, что ее будет носить каждый пятый калужанин. Нужно заприметить некий массовый тренд на стадии зарождения и постараться не заразиться общим вирусом.

И не стоит забывать, что статусность вещи – это прежде качество ткани.

Выводы:

Ждать от очередных модных показов чего-то принципиально нового не имеет смысла по определению. Все, что мы увидим, будет либо переложением на современный язык костюмов разных эпох, либо наследием других культур и стран.

А зачем обзоры про модные тренды и тенденции? Быть в курсе, блеснуть информированностью в разговоре. Дальше мы должны понимать, что на подиум выходит не готовый продукт (для обычных людей) и это не руководство к действию, а некая дизайнерская идея.

Из модных показов, каждый может взять на вооружение что-то для себя. Это могут быть варианты цветового решения и силуэтных линий. Для тех, кто хочет быть единственным и неповторимым существуют ателье, куда можно прийти с наглядным пособием – картинкой с модного показа.

Не нужно пытаться быть непременно модным и не надо гнаться за модой. Лучше потратить время и силы на поиски вещей, которые будут если не идеально, то, по крайней мере, хорошо на вас сидеть.

В примерочных придется попотеть, зато потом вы уже с первого взгляда сможете определить, подойдет вам эта вещь или нет. И тут не может быть каких-то готовых рецептов, готовых магазинов (их в Калуге по пальцам пересчитать можно), где продается модное платье в полоску. Модная юбка в полоску будет украшать одну женщину, и искажать силуэт другой за счет не подходящей для ее роста ширины контрастных полос на этой юбке. Примеры можно продолжать бесконечно!

И самое главное: одна модная вещь в гардеробе ничего не решит, важен образ в целом, его завершенность, его продуманность. Нужно понимать, что это труд, время, определенные усилия над собой (в случае, если природа не наградила вас врожденным чувством стиля и деньгами на стилиста и имиджмейкера), но игра стоит свеч! Стоит только начать экспериментировать и у вас все получится!

Елена МАТВЕЕВА.