Андрей Гусев: под Калугой гибнут леса
Сначала я думал, что эти участки освобождают под элитную застройку. Но все оказалось гораздо хуже.
Как-то зимой мне позвонил знакомый и говорит: на Вырке лес вырубают, наверное, под какой-нибудь коттеджный поселок.
Их же много строится сейчас в пригородах, в том числе и в лесу. Мы поехали с ним посмотреть. Действительно, участок большой и аккуратный выпилили по дороге на Вырку со стороны козельской трассы, какие-то мутные люди лес трелюют и ветви жгут тут же. Никто толком объяснить нам ничего не может, говорят: вредитель какой-то опасный завелся.
А дело было ранней весной, когда еще никакие вредители и не проснулись. Мы посмотрели немного, подумали, что что-то здесь явно не так, и поехали назад. За нами на отдалении сзади машина какая-то ехала до выезда из леса. Сопровождала.
А сейчас вырубленных участков стало гораздо больше, леса на Вырке со стороны дороги и не осталось почти. Так скоро профилакторий «Звездный» видно будет, а от животинковской коровы с дояркой Правый берег начнет просматриваться. Действительно ведь вредитель оказался. И лес гибнет. А его вырубают и вывозят. Наверное, за деньги.
Раньше сельхозавиация была. И у лесников свои самолеты были. Первая поля опрыскивала дустом, вторая всякую гадость в лесу травила. И клещей меньше гораздо водилось, и всякой другой гадости. Но это еще в Советском Союзе.
А теперь лесники, как и вся страна, благополучно проедают оставшееся советское наследство, доставшееся им в виде ценных природных ресурсов, и ничего не травят.
Хотя говорят, что травят, с ранцевыми такими аппаратами ходят по участкам или квадратам. И много ли они так сделают...
А я вот почему-то думаю, что древесина, даже в таком виде, стоит каких-то денег. И они идут лесному министерству от аренды этих делянок. Почему бы ему такой самолет в свою очередь не арендовать, чтоб как раньше, над лесами летал, и очищал лес от этого вредителя-типографа? Хотя, может, и самолетов таких давно уже не осталось...
Но если это нашествие лесных гадов будет дальше продолжаться, мы вообще без деревьев можем скоро остаться. Даже без знаменитого калужского бора в том числе, который пока эти насекомые не затронули.
Но они ведь вполне до хвойных пород могут добраться, не те, так другие.
Кстати, одна из коллег напомнила мне, что в этих лесах провели все студенческие годы биофаковцы 70-80-х. Там уникальная флора и фауна, растения, занесённые в Красную книгу; животные - лоси, кабаны, лисицы, хорьки, ласки, косули, которых специально адаптировали. А другая коллега рассказала, что таким же образом лес вырубается и в Дзержинском районе.
Рассказывают, что повально больной лес тянется в сторону Ростова и Самары, а на запад - до самой Белоруссии. У батьки Лукашенко он почему-то не болеет.
Наверное, вредители его боятся. А у нас получается, что ситуация вовсе не локальная, а даже национального масштаба. И очень даже грустная. Но почему-то не слышно, что с ней каким-то образом пытаются бороться.
О 21-килограммовой президентской щуке слышно вовсю, а о том, что надо спасать леса – молчок. Наверное, в местах рекордной рыбалки на Алтае лес вполне здоров.
Конечно, я и не мечтаю, что сразу вдруг в воздух поднимутся самолеты и начнут обеззараживать леса, к делу подключатся МЧСовцы и волонтеры. Потому что спасти лес теперь можно только общими усилиями, а не только стараниями лесников.
Но самое печальное, что если даже прямо сейчас вдруг найдутся технически средства чтобы защитить оставшиеся леса, и люди, которые сделают это, понадобится как минимум поколение, прежде чем на появившихся вчера и сегодня огромных проплешинах вырастут большие деревья... Если вырастут, конечно.
Андрей ГУСЕВ.