Дадут ли под жопинг за партизанинг?
По большому счету, наверное, совсем неважно – за чей счет Калуга будет становиться лучше:
- за счет бюджетных денег,
- за счет средств инвесторов,
- за счет усилий самих горожан.
В первом случае мы имеем право спросить с городских властей – почему они, например, ставят скамейки с неудобными сиденьями и обязательно такими спинками, что рейки впиваются прямо в позвонки, или микроскопические урны на улицах.
Во втором случае – принять или молчаливо не согласиться с тем, что по каким-то причинам подарили городу инвесторы (как в случае с двумя-тремя памятниками).
А вот в третьем случае – все зависит от городского сообщества, его участия – в благоустройстве ли территории, создании какого-то арт-объекта или обозначении проблемы, требующей решения – физически или энной суммой денежных средств или материалов.
Постепенно у нас приходит понимание, что город не может быть ничьим.
И если у городских властей нет сил или времени всем заниматься, или они просто не в курсе (а такое часто бывает в нашем маленьком уютном городе), то за дело могут самостоятельно взяться активисты или акционеры, которым до этого есть дело, не дожидаясь приказа выйти на обязательный пятничный субботник по благоустройству.
Вот и в Калуге, несмотря на ее инертность, это тоже может случиться. Собственно, это уже происходит: активисты, разрисовывающие по примеру других городов ямы на калужских улицах, райтеры, рисующие на стенах домов довольно забавные изображения (не тэги)… Но это все как бы шутки, можно делать дела гораздо более полезные.
Я подумал про это, когда на прошлой неделе был сделан очередной шаг к побуждению всякого рода полезных активностей, и в одном уютном месте собрались несколько десятков молодых калужан, чтобы узнать про московское движение с довольно провокационным названием "Партизанинг", и, возможно, в скором будущем самим принять в нем непосредственное участие.
«Партизанинг» в Калуге: не оказывайте сопротивления — мы ваши друзья!
Конкретно в Калуге участники проекта Партизанинг намереваются провести несколько лекций и практических занятий, итогом которых станет фестиваль «100 действий в один день». То есть, в городе может прибавиться на целых 100 хороших локальных мест.
Насколько мне известно, партизанинг реально действует не только в Москве, но и в других городах. Впервые я услышал о нем от пензенского урбаниста Свята Мурунова, который приезжал в Калугу в прошлом году. Именно таким методом в городе с недавних пор начали проводить «партизанские» субботники по наведению в городе порядка, с участием наиболее активных блогеров и представителей интернет-групп и сообществ.
Интересно, что в Пензе к этим акциям даже местные чиновники подключились. Этот метод оказался хорош для выяснения мест, которые нужны городу, людей, способных организовать такие дела и, собственно, решать такие проблемы.
Как это будет происходить в Калуге – пока неизвестно. Наибольший скепсис вызывает потенциальная численность будущих участников (вряд ли их число окажется велико) и вовлечение в совместные дела городского сообщества: в Калуге оно иждивенческое - привыкло больше брать, чем отдавать. Да и отношение к тому, что сделано не своими руками, у некоторой части горожан весьма странное.
Организация, в которой я раньше работал, однажды решила сделать подарок калужанам, поставив в одном из живописных мест на правом берегу Оки лавочки. Опыт получился неудачным. Через несколько дней лавочек и след простыл. Какое-то количество кто-то к себе наверняка на дачу перевез, какое-то просто сгорело в костре на поляне для приготовления шашлыков, тоже сделанной вместе с этими лавочками.
Но места для различных социальных групп, а не только детей и пенсионеров, которые всегда служат объектом внимания городских властей, обязательно нужны. Ведь самая многочисленная часть городского населения – это не они.
Но вряд ли местные чиновниками станут такие места организовывать. Хотя бы потому, что не знают, что именно нужно для этого.
Да, они ставят детские площадки и лавочки во дворах. На первых нередко сидят бухие подростки, на спинках других пьют пиво с ягой, лузгают семки и играют на гитарах маргиналы и неформалы.
Получаются, что они лишают мест тех, кому они предназначены, не имея своих собственность. Поэтому то, что предлагают сделать москвичи – места для алкоголиков, это не только остроумно, но и актуально.
Почему бы в таких условиях пива не попить. И родители, увидев такое место, будут уводить подальше своего ребенка, потому что это место сделали не дня него и ему еще рано здесь сидеть. Это шутка, конечно.
Но вот доска в лифте, на которой можно рисовать или оставлять объявления – это вполне применимо в любом городе. Ящики для сбора предложений по благоустройству и проблемным местам территорий, которые начали появляться в московских микрорайонах (надеюсь, не перед выборами) тоже можно было бы поставить в Калуге. Это даже может помочь чиновникам, занимающимся благоустройством, в составлении плана действий на территории, ведь предложения поступят от самих людей.
А вот самовольно нарисованные пешеходные переходы или велосипедные дорожки могут быть чреваты нехорошими последствиями. Во-первых, они введут в заблуждение всех участников дорожного движения, а, во вторых, в небольшом городе при желании легко вычислить тех, кто так активничает… Даже если это делается только для привлечения внимания к проблеме.
Получится ли что-то из того, что предлагают москвичи сделать калужанам, удастся ли организовать целых 100 акций за 1 день, вопрос спорный. Локальные и симпатичные акции, наверное, получатся – а большие - нет. Но это надо дожить до 21 сентября, когда все замутится, и просто посмотреть на результат.
Правда, многие люди, с которыми я разговаривал на тему городских активностей, отнеслись к затее москвичей скептически. Калужане ленивые и равнодушные, говорили мне. Смотреть будут, а участвовать - нет. У них сразу вопрос возникнет: а почему мы должны что-то делать, если мы налоги платим. Пусть городские власти нам делают. А одна моя хорошая знакомая очень образно выразилась, что за такой партизанинг очень даже можно получить под жопинг.
Но, в конце концов, мы ведь даже и не пробовали…
Андрей ГУСЕВ