Родноверы отпраздновали Радогощь
Златая Дева-Осень
Раскинула шатёр,
Меж красных стройных сосен
Горит Святой Костёр.
Утро субботы было очень туманным, но, как помнится из учебника природоведения, если есть туман, то дождя не будет. Понадеявшись на это, но всё-таки натянув резиновые сапоги, я поехала на капище «Красотынка», где с наступлением осеннего равноденствия калужские родноверы должны были праздновать свой великий праздник – Радогощь.
Не спят Родные Боги!
Решается удел -
И в дальние дороги
Свивается кудель.
Туманное утро праздника.
В тумане капище выглядело как то… пугающе...
Но буквально минут через четверть часа туман стал отступать, а жрецы начали готовиться к празднику.
Радогощь - праздник урожая, тот кто приезжает на капище в этот день, благодарит богов за собранный урожай… будь то яблоки, которых в этом году много, или урожай капусты, в смысле денег, полученных за год.
Как было заявлено, сам праздник, то есть "зачин", должен был начаться примерно где-то в час дня, но уже к полудню начали приезжать первые гости.
Пока я дожидалась основного действа, разговорилась с одним из прибывших. Это Константин.
Мне было интересно, почему. Почему в православной Руси до сих пор существует язычество… Русь крестили в десятом веке, а вера в пантеон природных богов живет до сих пор. Как так?
Константин:
«Я пришел в язычество совершенно осознано, и, как говорится, в здравом уме и трезвой памяти. Хотя, и крестился я тоже в здравом уме, но так сложилась жизнь. Меня помотало по разным уголкам страны, я офицер (бывших офицеров не бывает, как вы понимаете), и за всю свою крещенную, православную жизнь я к Богу обращался два раза… Это когда у моей мамы врачи обнаружили скоротечный рак, и второй раз, когда я стоял в пробке в Москве ( я живу там), а мама в этот момент умирала… Я просил, я молился, чтобы ОН помог… Но к маме я так и не успел… После этого я ушел… Нет, не ударился в оккультные науки, а стал изучать. Меня очень поразила и привлекла жизнь Руси, века так с шестого, я стал ездить на реконструкции, участвовать и как-то посильно помогать, и я понял что вот это - жизнь. И эта вера - моё».
К слову, среди родноверов очень много офицеров, тех, кто побывал в горячих точках, тех, кто занимается спортом. И не только для себя, но еще и преподает различные боевые искусства. Да и вообще, среди них очень много разных людей разных профессий.
Пока все, кто хотел приехать, собирались, те, кто уже приехал, времени даром не теряли. Недалеко от самого капища был организован лагерь, где особо замершие могли погреться у костра.
Покушать горячей похлебки.
Или просто пирожок.
Тут же было организованно торжище.
А на радость детям, и не только, - качельки!
Как оказалось, родноверам не чужды и блага цивилизации.
Пока дожидались зачина, кто-то беседовал, кто-то заплетал косы...
...а кто-то в буквальном смысле чувствовал единение с природой (напомню: это суббота, 28 сентября, на градуснике +10, не больше).
Но вот жрецы начали облачаться в праздничные одежды.
И, на удивление, хмурость этого сентябрьского дня куда-то делась…. Появилось солнышко.
Жрецы о чем-то совещаются.
Закончена работа
И собран урожай,
Тревога, боль, забота –
Сгорай в огне, сгорай!
Вокруг костра всем родом
Поклоны положить.
И чинным колоходом
Пойдем, пойдем кружить.
Рука к руке - цепочке
Ни края, ни конца,
И словно молоточки,
Стучат, стучат сердца.
От злых духов и мыслей очистились, и даже погадали на ближайшие три месяца. Жертвенный огонь принял требы – а значит, по поверью, следующему урожайному году быть.
Меня несколько раз уже неведомая сила прям-таки толкает поближе узнать, изучить, и, возможно, понять эту веру. Но, будучи православной, я как-то сторонюсь всего этого. Но, с другой стороны, сколько ни пытались запретить язычество и киевские князья, и российские цари, и советская власть, оно живет и находит своих последователей... Значит, что-то в этом есть? И национализм тут совершенно не при чём.
А еще мне нравятся их нареченные имена:
Велизар, Белояр, Богумир, Белослава, Дарилюба, Румяна, Любан…
Эээхххх! Красота...
Ася КУРАЕВА