«Вывод»: День Народной Скуки
Празднование Дня народного единства в Калуге способно было вогнать в тоску любого. Глядя на мокнущих под дождем студентов калужского госуниверситета, которых 4 ноября, как это водится, согнали для массовости на митинг у драмтеатра, можно было подумать, что в этот день Россия не начало освобождения от иноземного ига празднует, а скорбит, вспоминая о том, как это иго началось.
Зрелище, судя по всему, вогнало в тоску и председателя городской думы Александра Иванова. Во вторник на планерке в городской управе он предложил «поменять формат праздника». Я было обнадежился, но, как выяснилось, напрасно. Под сменой формата Иванов всего лишь имел в виду смену площадки.
В следующем году он предложил праздновать День народного единства под крышей «с участием представителей национальных диаспор, различных религиозных конфессий, общественных организаций». В этом, разумеется, определенные плюсы есть. Из большого зала труднее сбежать никем незамеченным, что собственно, и сделало большинство участников митинга.
Но от ощущения смертельной скуки, которой веет от каждого такого «празднования», это вряд ли избавит.
Впрочем, дело, наверное, не только в «добровольно-принудительном» характере явки. На праздничное шествие 7 ноября тоже шли добровольно-принудительно. А ощущение праздника, помнится, все-таки было. И даже не в мертворожденности самого праздника под названием День народного единства, появившегося в календарях лишь затем, чтобы заменить другой. Тот, что страна отмечала сначала как День Великой Октябрьской социалистической революции, а затем - как День согласия и примирения.
В чем же дело? Может быть - в том, что праздник был «спущен сверху», а не стал, как любил говаривать товарищ Ленин, результатом «живого творчества масс»? Но хэллоуин, отмечавшийся на несколько дней раньше Дня народного единства, вроде бы никто сверху не спускал, напротив, РПЦ постоянно предостерегает от «бесовщины». Но не пошел и он. Нет, праздновать, конечно, пытаются. В том числе - и в Калуге. Но смотреть на это, право слово, неловко.
К тому же, есть в России примеры, когда «спущенный сверху» праздник становился в полном смысле слова народным. Взять хотя бы празднование Нового года. Дело тут, наверное, в отсутствии мощного пропагандистского сопровождения, которым только и можно сейчас заменить столь почитавшийся Петром I силовой метод. Но тут есть закавыка - тотальный дефицит талантливых пропагандистов.
Однако же они есть, оказывается. «Легенда №17», фильм, телепремьера которого состоялась как раз 4 ноября, - тому пример. Это - тот самый редчайший случай удачных госинвестиций в пропаганду. Когда каждый рубль в отличие от рублей, вложенных в фильм Хотиненко «1612», показанный в тот же день другим телеканалом, окупился сторицей. Телеэкран, конечно, не экран кинозала, да и картинка во время показа то и дело «тормозила». Тем не менее, «забирало». И пробуждало то, что безуспешно пытаются пробудить, раздавая трехцветные ленточки. Так может, кинуть клич мастерам кинематографа? Он хоть у нас сейчас уже и не «важнейшее из искусств», но ведь и не последнее. А?
Михаил МАРАЧЕВ