Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 20 января 2014

Крещение: Пелевин в Боровске, баклаги везде, купель на ремонте

70 лет Калужской области, Дворец творчества юных имени Гагарина, Инстаграмщина, Истории, Калуга 650, Новости, Общество, Особая экономическая зона Калуга, Пенсионный фонд России, Роспотребнадзор, Статьи, Троицкий собор, Фотографии

Что бы ни происходило с природой, каким бы глобальным потеплением не пугали нас британские ученые, зима в России была, есть и будет. И как бы долго она не наступала, но на Крещение всегда стоят морозы и лежит снег. Соскучившись по настоящей зиме, едем смотреть как празднуют Крещение жители калужского региона.

Прежде чем куда-то ехать, я задался вопросом – а какое, собственно, отношение имеет ныряние в прорубь, самая зрелищная часть праздника, к православию. Оказалось, что практически никакого. Это народное. Как столб на Масленицу или гадание в Святки... Но в отличие от них, язычества и оккультизма в окунании нет, так что нырять в прорубь хоть и не обязательно, но можно, а вот гадать грех большой, за это скорби полагаются…

Но оставим в стороне религиозную часть празднества – я как все, православный по крещению, а по жизни - как все, три раза в год в церковь захожу.
Купив в дорогу хлеба, едем за зрелищами. Рядом с Калугой два таких места – Сероводородные озера и Тихонова пустынь. На Сероводородных купаются круглый год и без Крещения, и вовсе не старички-моржи – там уже давно стоит мобильная баня, из которой горячие мужички выбегают в ледяную воду, а потом бегут обратно. Никакой духовности.

В Тихоновой Пустыни духовности много, а также очередь. Со всей Калуги. Всю ночь. И весь день. И никакой проруби – только купель. Попсовое место, на самом деле, какие там высокие мысли о Боге? Я не понимаю любви русских к очереди – будь то очередь в мавзолей или за связкой бананов из 80-х, или современная очередь посмотреть на дары волхвов (хотя прогресс есть).

Едем подальше. Исторически получилось, что в калужской области два духовных кластера: на севере вокруг Боровска, и на юге вокруг Козельска. Зима – едем на север. Первая духовного кластера точка – Малоярославец, Черноостровский монастырь.

Малоярославец прекрасен в любую погоду.

Черноостровский монастырь. Сначала попытались зайти в храм, но не смогли – так много людей с баклажками. Да, на Крещение все вспоминают, что они таки православные и бегут в храм с баклажками. Хотя это делать вовсе не обязательно, в смысле стоять в очереди.

Есть же источники… Если источник освящен, то вода в нем точно такая же лицензионная, как и в храме.

К источнику идет романтическая каменная лестница, как во французских замках.

Купель и источник. В купель очередь из нескольких человек. Криков не слышно, все проходит уныло-тихо.

Воды в источнике почему-то мало, и на вкус, честно говоря, не очень.

А вот и разгадка – открываем дверь, а там шланг. То ли из родника воду качают, то ли в родник. Непонятно.

Есть еще два храма в центре Малоярославца, туда заглядывать не стали, как дело происходит видели как-то: вода с колонки практически прямотоком идет в канистры прихожан, какое там серебро, зато из водопровода, никакой сказки…

В сказку попали в Боровске. Случайно, по указателю, свернули в сторону церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Удивительно, но храму более 300 лет. Разумеется, его не раз реставрировали, разбирали, заменяли гнилые бревна на новые – это нормально.

Настоящая деревянная церковь, пусть по сути и из почти новых бревен, но ощущения потрясающие.

Идем к реке Протве. Снова люди с баклажками, но больше на больших машинах с московскими номерами.

Здесь еще идет строительство.

Вид на Боровск потрясающий.

Очередь снова. Глас и глаз божий наблюдают:

Баклажки.

Горячее питание:

Встретили Виктора Пелевина. Писатель перекрестился, глядя вдаль. Спрашивать про творческие планы я не стал, и так понятно, что по книге в год.

В Боровске много храмов, и везде очереди, очереди… Едем в Русиново, это между Боровском и Балабаново.

Храм Святителя Николая… Я был в этих местах 15 лет назад, храм тогда был заброшен, теперь здесь не просто храм, а социально-духовный центр. Рядом с храмом построен чайный домик, стоят клетки с птицами, под гору уходит лестница…

Храм стоит на крутом берегу Протвы, из горы бьет более 20 источников.

Часть из них спрятана в камне, но слышно, как журчит вода.

Очереди нет, народ с радостью набирает полные бутыли и с ними в руках штурмует гору. Здесь же и купели. Но желающих не нашлось.

За водой сюда приезжают только молодые, старикам в горку идти тяжело.

Самое интересное – Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Пробка начинается за полкилометра от монастыря в соседнем селе.

Сразу идем в сторону купели.

А купель закрыта... на ремонт. Прорубь не сделали, потому что берега у пруда очень крутые. Как-то с прорубями все плохо.

И снова очередь.

Идем в монастырь. Заходим в храм.

Храм большой, полон народа. Жажда.

Монастырь прекрасен, но самое интересное простому посетителю недоступно, надо иметь очень духовный вид (то есть не бриться) как у меня, чтобы к вам подошли с предложением провести экскурсию. Если вид не очень духовный – зайдите в лавку и попросите экскурсию там.

Вам покажут келью протопопа Аввакума, музей древностей – от 500 лет и старше, трапезную, ризницу, старинную роспись, наушники звонаря.

Увидите колокольню, а с нее и все окрестные храмы.

Прогуляетесь по крепостной стене – ну как в Суздале, где «Иван Васильевич меняет профессию»…

Можно пострелять по иллюзорным полякам в бойницы.

Ну а вода? Набрали ли мы с собой воды? Нет. Нам хватило нескольких глотков. Главное - верить. Кому-то достаточного нескольких капель, а кому-то и автоцистерны не хватит.

Кирилл САЛЬНИКОВ