«Дай пять»: «Великий Геометр», циркуль, звезда и золотая рыбка
Иван Жаров всегда завидовал бывшему главному архитектору Калуги Евгению Голышеву. Штатный визионер К24 не мог понять, как у седовласого мэтра так ловко получается общаться с «глухонемым городом» при помощи фигурок учёных котов, полуобнажённых факелоносцев и памятных досок из искусственного камня. Теперь дотошный искатель приблизился к отгадке.
Иван Жаров закладывает основы будущего голышеведения и выдвигает сенсационную версию: проекты Евгения Голышева содержат масонские послания.
(Мессир И.Жаров, очевидно, намеренно оставляет за скобками тот факт, что проекты установленных в городе скульптур создавались различными скульпторами, а не лично Голышевым. Наш визионер, впрочем, как и большая часть горожан, полагает, что все архитектурные проекты, реализованные в городе во времена Голышева, следует называть именно «проектами Голышева» - прим.ред.)
Справка И.Жарова: Масоны («братство вольных каменщиков») – тайное общество, о деятельности которого наслышаны все от мала до велика. Молва приписывает масонам создание «массовых сновидений», то есть телевидения. Но, например, жители Мосальска уверены: символика (мастерок, мерило, угольник и др.) свидетельствует о симпатиях масонов к приезжим строителям из стран ближнего зарубежья.
Сами «братья-каменщики» декларируют идеи прогресса и «созидания нового мира на основе свободы, равенства и братства». В общем, как-то так…
Введение:
Фамилия «Голышев» в латинской транскрипции начинается с литеры «G».
В уложении Великой масонской ложи «G» передаёт образ «геометрии»; науки, «которая оттачивает разум и является основой Искусства свободных братьев-каменщиков»; также означает – Бог (англ: God; нем: Gott), именуемый «Великим Архитектором или Геометром Вселенной».
Очевидцы подтверждают тот факт, что Евгений Голышев неоднократно стимулировал точку «G», т.е. «golovu» при создании малых архитектурных форм.
Доказательство № 1.
Мастер и соратник… Учитель и верный последователь… На статус посвящённых указывает знак Циркуля – сокрытый в виде подставки для телескопа.
В символической системе «вольного каменщичества» Циркуль обозначал «круг» или «абсолютную истину, очерченную Творцом».
Горуправские летописцы отмечают: когда мэтр доходил до сорокового (так называемого «калужского») градуса архитектурной мудрости, он частенько начинал крутить хулахуп, приговаривая: «мал циркуль, да дорог».
Доказательство №2.
Памятник «жизнерадостному Гагарину» напоминает пятиконечную звезду.
В масонстве «звезда» олицетворяет «первочеловека», «свет человеческой истины и разума на путях постижения замысла Великого Архитектора».
Анонимные источники из ближнего круга архитектора Голышева делились следующими наблюдениями: в окружении журналистов, особенно дам, бывший калужский зодчий буквально впадал в транс. Взывал к духу Щусева, повторял фразу о «неотёсанности калужан» и миссии «Нового Адама», бросившего вызов пустоте провинциальной жизни».
Доказательство 3.
«Лучезарная дельта» – опознавательный знак братства вольных каменщиков. «Дельта» или «Всевидящее око» обозначало вопрошание о благословении на масштабное судьбоносное действие и «надежду на око надзирающее над нами».
«Масонский узор» виден в голышевском проекте набережной. Река Ока («око») и пляжная зона («Солнце», «свет») в сумме дают указанный символ.
Проект зодчего так и остался на бумаге. Видимо, «надзирающее око» уже смотрело в сторону Крыма и на калужские копошения внимания не обращало.
Неудача с «набережной» подкосила мэтра Голышева. Бывало он, плача, шутил, обыгрывал значение своей фамилии: «Нагим пришёл я в этот город, нагим отсюда и уйду».
Доказательство 4.
Памятник субтильному старику и дебелой рыбке не только напоминание «и у нищих бывает жирный шанс», но и отсылка к творчеству А.С.Пушкина, как известно, прошедшему посвящение в масонскую ложу.
Трактовка в мистическом ключе носит назидательный характер «соизмеряй свои возможности и желания других».
Согласно одному из городских апокрифов, скульптурная группа задумывалась как аллегория сложных отношений главного архитектора и городских властей. По другим неканоническим версиям, композиция должна была называться «Старик и море», где в пределах искусно воссозданной из бронзы водной стихии показана городская иерархия - осьминоги власти, акулы бизнеса и простая народная сельдь. Эскизами занимался лично Голышев, но на воплощение идеи в городской казне не хватило денег.
Доказательство 5.
Вызвавший споры среди малокалиберных эстетов проект арочного входа в сквер имени академика Владимира Кирюхина.
Посвящённый, владеющий тайным языком «братства каменщиков», прочитает послание так: арка – это соединение противоположностей – конца и начала, света и тьмы, энергии и покоя.
P.S.
Иван Жаров хотел закончить текст тем, что именно таким мы и запомним Евгения Голышева – противоречивым и энергичным. Но когда верстался материал, в редакцию пришёл факс от некоего Бэна Дауна, кажется, автора широко известного в узких кругах романа «Сквот Караваджо». Американец любезно просил предоставить материалы о деятельности тайных обществ в Калуге, в частности, его интересует человек известный в тайной Ложе как «Снежный Феникс».
Наш Иван поменялся в лице и теперь помышляет о серии платных экскурсий по псевдомасонским местам в городе. Возможно, у него что-то и получится.
От редактора:
Все измышления нашего визионера, естественно, нисколько не соответствуют действительности. Редакция К24 гневно заявляет, что не имеет к этой нелепой версии совершенно никакого отношения. Мы считаем, что завистливый поклёп месье Жарова абсолютно не в состоянии бросить даже самую малую тень на деятельность Е.Голышева на посту главного архитектора нашего города.