Калужанам рассказали, как делаются арт-проекты
Теплым осенним пятничным вечером в антикафе «Небо» выступила Катя Бочавар – известная художница, скульптор, ювелир, дизайнер, режиссер, арт-директор и куратор многих известных проектов.
Впрочем, сама о себе Катя говорит скромнее:
- Я не называю себя архитектором, ювелиром, куратором. Я не умею делать ничего этого. Я вообще по образованию - художник-технолог по оформлению тканей путем набивки. И кстати, я очень удивлена, что к моей скромной, невеликой персоне пришло столько народу.
Без пафосных предисловий Катя Бочавар сразу стала говорить об истории своих проектов.
Начала она с рассказа о том, как в попытке побороть «страхи прошлого» создала дизайнерскую коллекцию «Ленин как супер герой» из украшений (брошки, подвески, серьги).
- Я была октябренком... Как и все, носила значки на груди. Это было тяжело для молодого человека. Весь этот груз. И когда ты вырастаешь, ты говоришь, что больше этого идола не боишься. Это некое освобождение. А вообще, это не дизайн, это скорее редизайн. Я просто приклеиваю одно к другому.
К калужской земле гостья имеет прямое отношение – через фестиваль «Архстояние». В 2013 году она была его куратором и создала многие перформансы.
«Выход из леса» – один из самых известных перформансов Архстояния-2013. Он о том, что человек вышел из леса навсегда, безвозвратно.
Катя использовала для перформанса построенный в Ленивце самый большой в мире батут – 54 метра. И придала идее новые краски – под батут установили специальные сенсоры, которые были подведены к компьютеру.
- Таким образом, все поменялись ролями. Танцоры стали музыкантами. В зависимости от того, как они приземлялись на батут, они воздействовали на сенсоры с той или иной силой. И из этого получалась мелодия.
Шумовые машины – еще одно увлечение Кати. Два года назад правительство Москвы попросило её поставить перформанс в честь дня города. Так родился «балет под шумовые машины».
На «Архстоянии» все машины были увеличены в 4-5 раз и были выставлены на просеке в виде белых звуковых скульптур.
В итоге «Архстояние-2013» превратилось в масштабный фестиваль архитектуры, звука и движения.
Катя известна как театральный художник. Она работа в паре с такими известными режиссерами как Федор Павлов-Андреевич, Кирилл Серебренников и другие.
- Со мной режиссерам не очень просто. Я сама режиссер. Потому что художник – это и есть режиссер. Мне интересно рассказывать свою историю, а не ту, которую положено. Например, в постановке «Сон в летнюю ночь» я придумала отделить зрителей от артистов рамами. Это идея художественная, не театральная. Естественно, Кирилла Серебренникова это немного раздражало.
Многие работы Бочавар посвящены проблемам современности. Одна из них – толерантность.
- Я пятнадцать лет жила в Нью-Йорке, городе, где толерантность на государственном уровне. А приехав в Москву, отовсюду слышала: «чернозадый» (мы чуть смягчили формулировку, - прим.ред.), «косоглазый». У меня тогда волосы встали дыбом и до сих пор стоят. Так и родился проект «Розамира».
Это был перформанс в рамках Дня города, который говорил о толерантности в большом городе. Все происходило на ВДНХ, в павильоне «Дружбы народов». В роли города были шумовые машины и балет Анны Абалихиной. Все было посвящено «строителям» Москвы: на сцене были реальные таджики со стройки, украинцы, молдаване, евреи, армяне.
http://www.youtube.com/watch?v=p3mnrfIMtRw
Встреча Кати Бочавар с калужанами называлась «Беседа про все». И это действительно было так. Говорили о детстве, семье, жизни в целом. Гостья рассказывала истории из творческой жизни. О том, как на спектакль привели ПТУшников, как бился реквизит, как спонтанно все случалось.
В конце вечера Бочавар прочитала рассказ собственного сочинения и заговорила о страхах. Молодые люди, по её наблюдению, боятся жизни куда больше, чем более взрослые. На это сама Катя всегда говорит:
- А чего бояться? Если вас откуда-то выгонят, отстранят – это не конец. Всегда придет что-то другое, лучшее. Оно всегда приходит.
Подробно ознакомиться с проектами Кати Бочавар вы можете на её сайте.