Алексей Рогачев: Другая сторона св. Валентина
День святого Валентина. День, некогда ставший последним для Чикатило и братьев Гузенберг, состоявших в банде Багси Морана. Большинство людей, впрочем, в этот день не вспоминает про ирландских гангстеров и советских маньяков. Насилие и преступления забываются, когда речь идёт о любви и романтике.
Традиция празднования дня святого Валентина как Дня всех влюблённых пришла в Россию недавно. Многим она не слишком нравится по разным причинам. Кто-то делает вид, что брутален и циничен. Кто-то думает, что он не такой, как все. Кому-то больно и стыдно за родную культуру и традиции, которые забывают ради иностранных праздников.
Зато большинству молодёжи праздник явно нравится – она слишком «не испорчена жизнью», чтобы было иначе.
Однако нам, старым занудам, также следует присмотреться к Дню святого Валентина. Стремительный рост популярности праздника настораживает, вызывает вопросы – ведь если праздник отмечают и раскручивают, значит, это кому-то нужно? Кто или что стоит за Днём святого Валентина?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к фигуре самого святого. Раннехристианская традиция содержит упоминания трёх Валентинов:
1. Некоего Валентина, священника из Рима.
2. Валентина, епископа из Интерамн.
3. И Валентина из Африки, про которого известно лишь то, что его зверски убили.
Рассказы о первых двух Валентинах однотипны и похожи на жития других мучеников, казнённых в Римской империи. Они проповедовали, крестили, венчали христиан, творили чудеса – в общем, шли против системы.
Но эти сведения, увы, не являются полными.
В недавно изданной монографии Криса Стюарта (Stewart C. Saint Valentine: Myth and Truth. Cambridge, 2004), известного специалиста по западным христианским святым, собраны все исторические свидетельства о святом Валентине из Рима. Часть этой информации вводится в широкий научный оборот впервые и по-настоящему шокирует.
Выяснилось, что соединение влюблённых сердец – это слишком общее определение деятельности Валентина Римского. Так, Евтропий (историк IV в. н.э.) сообщает, что:
… «некий Валентин, бывший в то время священником в Риме, прославился тем, что венчал всех, кто любил друг друга: богатых и бедных, свободных и рабов, женщин и мужчин.
Среди множества других он венчал Курциана, сына римского консула Курция Саллюстия, и его возлюбленного – Минуция Планка, бывшего известным в городе ритором».
Павел Орозий, писавший через сто лет после Евтропия, дополняет его информацию:
«Рим волновался из-за поступков Валентина, впоследствии принявшего мученическую смерть и ставшего святым. Говорили, что он тайно венчал мужей, поступая против самой человеческой природы и божественного промысла. Иные утверждали, что для любви человеческой, равно как и для божественной, нет никаких преград и препон».
Подобные сообщения есть и у других авторов того времени: Зенобия, Зосима, Приска Панионского.
Собранный профессором Стюартом материал указывает, что святой Валентин из Рима был сторонником гомосексуальных браков, – вопроса, который в современном мире не получает однозначного ответа, а ранее и вовсе был табуированным.
Неудивительно, что в течение столетий эта сторона его деятельности замалчивалась, в то время как на первый план выдвигались чудеса и обращения язычников в христианскую веру; в крайнем случае всегда можно было заслонить римского Валентина епископом Валентином из Интерамн.
Ситуация изменилась лишь в конце XIX в. Именно в это время появляются «валентинки» – открытки, в которых влюблённые выражали романтические чувства друг другу.
Чем объяснить такой поворот? Почему эта романтически-любовная ипостась Валентина вернула себе внимание?
Однозначного ответа пока нет. Стефани Адамс, исследовательница культуры викторианской Англии, отмечала, что на конец XIX в. приходится общая «романтизация» отношений между мужчиной и женщиной; в любви и влюблённости стало незазорно признаваться открыто. Рассекречивание коснулось и гомосексуальных связей – общество по-прежнему осуждало их (вспомним процесс Оскара Уайльда), но не так яростно и последовательно, как прежде. Гомосексуалисты теперь могли делать успешные карьеры и просто спокойно жить, не скрывая своей ориентации.
Вероятно, именно легализация гомосексуализма способствовала распространению праздника в честь святого Валентина.
В 1990 году однополая любовь была исключена из списка болезней ВОЗ. В этом же году американской сетью гипермаркетов «Spencer and Wallace» была проведена первая недельная распродажа романтической продукции, созданной специально для Дня святого Валентина.
Вряд ли это можно считать простым совпадением: общеизвестно, что среди европейской и американской экономической элиты к этому времени сформировались целые «гей-лобби», успешно влиявшие на рынок вещей и идей.
В XXI веке Западная Европа практически избавилась от последних следов ориентационной дискриминации. Теперь даже католическая церковь не выступает открыто против однополых отношений и гей-браков. В России же за это время повсеместно распространилась традиция празднования Дня святого Валентина, ранее незнакомая и непонятная. Что последует за этой традицией – можно увидеть на примере «цивилизованного мира» ...