Yandex.Metrika
Подпишись ВКонтакте
09:00, 16 февраля 2015

Актуальная премьера: В Калужском драмтеатре убили дракона

Look 24, Афиша, Безопасный город, Городская среда, Инстаграмщина, Истории, Новости, Общество, Пешеходы, Специальный репортаж, Улица Кирова, Улица Ленина, Фотографии, Яркие люди города

В Калужском областном драматическом театре премьера - спектакль по пьесе Евгения Шварца "Дракон".

Режиссер Константин Солдатов предварил премьеру, состоявшуюся 14 февраля, генеральным прогоном на зрителя, собравшим полный зал. Поэтому по сути получилось фактически две премьеры, и обе прошли при аншлаге.

В спектакле задействовано более тридцати актеров, в том числе и студенты калужского актерского курса Щукинского училища. Необычное сценографическое решение, яркие костюмы Эли Невинной, декорации художника-постановщика Арины Слободяник, органически вплетенная в ткань сценического повествования хореография Евгении Талецкой и Ксении Голыжбиной, музыка Натальи Голубевой и мультимедийная составляющая.

По мнению зрителей, столь масштабного представления в театре уже давно не было.

Главный художник театра Максим Железняков вообще назвал состоявшееся событие чудом, о чем он написал на странице "Калужский театралъ" в "Фейсбуке".

"Совсем не хочется выбирать пышные слова типа "триумф" или "успех", ибо они не выражают всего набора эмоций, который есть у меня и который я вчера разделял и со зрителями, и с коллегами. Случилось именно Чудо! И самая главная компонента его в том, что мы Можем и Умеем, и мы — Театр! Спасибо всей постановочной группе, всем актерам, всем службам за это единение и благополучное рождение!" - написал Железняков.

Зрителю предстояло решить, насколько замысел режиссера соответствует замыслу хорошо известного, ставшего уже давно классическим драматического произведения. Идя вслед за автором (победить в себе дракона) Солдатов, кажется, решил, что для современности весьма подходит попытка заставить героев действовать в рамках компьютерной игры, которую можно было бы назвать "Убей дракона". На это намекает пожарный занавес, закрывающий сцену перед спектаклем, с проекцией на него игровой заставки.

А когда занавес поднимается, мы видим разметку взлетной полосы и конструкции, напоминающие крылья аэроплана, они же - крылья дракона.

Ланцелот - летчик или парашютист, спускается с небес в уготованную для него локацию, где надо подготовиться к битве с драконом. Но сначала выяснить все его характеристики, понять, каковы опции этого чудища, и заготовить все нужное для победы.

И здесь он сталкивается с необходимостью взаимодействовать с огромным количеством персонажей, вовсе не стремящихся оказать ему помощь. В компьютерной игре никого не переубедишь, ни с кем не поговоришь по душам, не вылезешь за границы жесткого авторского сценария, а с автором - не поспоришь.

И, кажется, это главный замысел режиссера - не столько победить дракона на очередном уровне игры, сколько вырваться за рамки жесткой заданности, найти в себе силы стать свободным человеком, не зависящим от невидимого кукловода.

Убедить остальных в том, что они тоже могут стать свободными, но для этого надо умудриться заглянуть за границы мира, в который тебя поместили и из которого безжалостно не выпускают. Вот тогда и начинается настоящая битва, не игрушечная. С драконом вне тебя и с драконом в себе.

Оговоримся, что сказка для взрослых "Дракон", написанная как антифашистский памфлет в 1943 году, под пером гениального драматурга переросла изначально заложенный в нее смысл. Недаром "Дракона", хоть и публиковавшегося в собраниях сочинений Шварца, в театре десятилетиями не ставили. Единичные постановки в 1962 году, конечно, не в счет, хотя и они, наверное, сыграли в те времена свою важную роль. Прорыв настал лишь в 80-е годы прошлого столетия.

Побежденный Дракон у Солдатова не погибает, а собирает чемоданы и уезжает куда-то на время. Когда и где ты с ним встретишься - неизвестно, но эта встреча неизбежна.

Победившая в себе дракона Эльза в финале улетает вместе с Ланцелотом на самолете, крылья которого, занимающие все пространство сцены, еще совсем недавно были крыльями дракона.

Но, как мы помним, даже исчезнув физически, дракон остается в душах горожан, воплощается в новых тиранах («Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души»). И теперь настает момент, когда его надо изгонять из себя.

Перекличка с Чеховым (выдавливать из себя раба по капле), может быть, банальна, но все же очевидна.

Чрезвычайно насыщенный действием, сценическими событиями, без пауз и пустот, спектакль по идее должен держать зрителя в напряжении. Хватило ли актерскому коллективу драйва, энергии, столь необходимой страсти, будут судить сами зрители. Независимо от их вердикта, солдатовского "Дракона" в Калужском областном драматическом театре обязательно стоит посмотреть.

Владимир ПЕТРОВ
фото А.Демидов