Калужский рынок такси на пороге потрясений
«…Вам шашечки или ехать?!»
Областной парламент на днях продолжит обсуждение закона «Об установлении требования к цветовым гаммам кузова легкового такси». Депутатам предстоит решить - продлить мораторий на вступление в силу этого законопроекта, или нет.
Этот закон, обязывающий красить кузов такси только в желтый цвет, должен был вступить в силу еще 1 июля этого года. Но калужские таксисты получили отсрочку до 1 января 2016 года в связи с тем, что в Госдуму России был внесен и принят в первом чтении законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Там прописано именно то, чего пытались добиться калужские таксисты – право выбора между одним из трех цветов. Однако федеральный законопроект законом пока не стал.
Поэтому калужские депутаты вновь перед выбором - они могут принять решение, которое заставит всех таксистов в Калуге красить машины в желтый цвет прямо сейчас, либо опять отложить его.
О том, что рынок такси в Калуге ждет передел, говорят все чаще. Источник К24, близкий к областной администрации, но желающий остаться неизвестным, уверяет, что желтый цвет - неотвратимо надвигающееся будущее калужского такси.
И дальше - следующий шаг, говорит наш собеседник:
В Калугу приходит некая крупная фирма с известным названием, уже успешно работающая в Москве и Санкт-Петербурге.
И пока автопарк калужских таксо-фирм, по большей части состоящих из личных машин водителей, будет стремительно худеть (понятно, что мало кому хочется перекрашивать личное авто), столичная фирма просто пригоняет в Калугу уже готовый комплект желтых автомобилей и подминает рынок под себя.
К последствиям можно относиться по разному - одни говорят, что таким образом калужские фирмы будут поставлены в условия реальной конкуренции по уровню качества услуг, и "столичные" будут задавать тон именно в качестве сервиса, что безусловно пойдет на пользу потребителю.
Другие говорят, что качество сервиса - еще вопрос, а по факту передел рынка приведет в первую очередь к серьезному повышению тарифов, что реально ударит по потребителю.
Мы пообщались с местными извозчиками и руководством калужских таксопарков.
Кстати, в процессе поиска интервьюеров, оказалось, что многие калужские такси не удержались на кризисных волнах:
по красивому номеру из «семерок» и «девяток» вместо диспетчера нас грустно приветствовал автоответчик ритуального агентства...
Мы все же пока ездим по земле, а какого цвета автомобили будут нас возить и чем обернутся грядущие нововведения, К24 рассказывают представители калужских автопарков:
Дмитрий Копанцов, таксист с восьмилетним стажем:
- Людям в принципе не важно, какого цвета машина их повезет.
Если закон окончательно введут... Хоть уходи из профессии! Ведь в таком случае неизвестно, какие еще новшества нас будут ждать!
Покрасить или обклеить автомобиль согласятся только те, кто ездит на «ведрах», на которые куплен техосмотр. Владельцы нормальных машин делать этого не будут.
Если у пассажира будет выбор ехать в старой дребезжащей, но зато желтой четверке или же в "незаконного" цвета иномарке: что он выберет?
Я восемь лет работаю в такси, у меня есть опыт, я знаю улицы Калуги... Но езжу я на «Шкоде» в последнем кузове, цвет которой, понятное дело, менять в угоду законопроекту не собираюсь. И таких таксистов 98%.
В случае, если законопроект будет принят, городу пора готовиться ездить на желтых, разваливающихся авто.
Михаил Хабаров, индивидуальный предприниматель. Член транспортного комитета Общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
- В мире произошла техническая революция и сферу такси она изменила кардинально. Ушло в небытие такси, кружащее по улицам в поиске пассажира. Пассажиры больше не идут на стоянки такси и не машут рукой навстречу проезжающим авто.
Уже даже не звонят, а нажимают на экран мобильного телефона и видят, как на карте к ним подъезжает машинка.
Такси по закону - это машины с оранжевым фонарем на крыше и цветографической схемой (шашки) на боковых поверхностях автомобиля, которые подбирают голосующих пассажиров и стоят на специальных стоянках.
В реальности же, оказывается услуга заказных перевозок, по старинке именуемая такси.
Красить машины в яркие цвета фирмы стали самостоятельно, чтобы пассажиры видели их в потоке. При этом, обязательных цветов не было даже в Нью-Йорке. Там встречаются машины всех цветов и оттенков.
В ряде городов машины такси имеют привилегии, например, имеют право движения по выделенным полосам общественного транспорта. Для того чтобы не было злоупотреблений, и все жители не кинулись в таксисты, на машины было наложено цветовое ограничение, а также определенна максимальная численность автомобилей такси (квоты). Но на данный момент вся эта система рушится по всему миру, уступая технологической революции.
Автомобили есть почти в каждой семье. И чтобы не уйти в небытие, службы такси вынуждены делать тарифы максимально доступными для пассажиров, а для рентабельности перевозок сводить к минимуму холостой пробег и время ожидания заказов.
Уровнем развития отрасли довольны и пассажиры, и водители такси.
Первые максимально быстро получают машину к подъезду по доступной цене, а вторые имеют стабильный заработок, основанный на обороте.
Сейчас законодатели решили вопреки существующему закону ввести единственный цвет (федеральный закон предписывает несколько цветов на выбор).
И зачем они это делают, совершенно непонятно. Никто не ловит машины на улице и не идёт на стоянки, а все вызывают себе авто прямо к подъезду.
Если желтый цвет будет принят - то перевозчики начнут массово сдавать разрешения и обозначать свои услуги другим термином (личные и персональные водители, заказные перевозки и т.д.). А в худшем случае - просто уходить в тень.
Сейчас для перевозчиков наступили тяжкие времена: высокая конкуренция из-за большого количества сокращенных и уволенных людей, решивших подработать в такси.
Существенно повышены тарифы на страховку автомобилей. Такси почти никто не страхует, а те страховые компании, что соглашаются страховать, делают это по очень дорогим тарифам (в два раза дороже, чем обычные авто!). Топливо и запчасти дорожают. Уровень жизни населения снижается, а тарифы только падают вниз.
Приходят сетевые службы такси. Входя в город, они не могут дать более быструю подачу или более качественный сервис, а потому пытаются входить банальным демпингом. Но так как тарифы и до них были максимально низкими, то по демпинговым тарифам рентабельно работать только нелегалам.
Почти все водители оказывают свои услуги нелегально, экономя на налогах, страховках, путевках и социальной ответственности. А также перерабатывая максимально разрешенное законодательно время (влияет на безопасность).
Таким образом, вводя новое ограничение, законодатели пытаются менять ту отрасль такси, какой она была 20 и 30 лет назад. Сейчас от того времени осталось лишь название сферы услуг.
Учитывая всё вышесказанное, могу лишь заявить, что эффект будет негативный:
Желтых машин не станет, как не станет и машин с шашками. Все будут обходить законодательные ограничения или уходить в тень, что отрицательно скажется на наполнении бюджета.
Вместо того, чтобы упростить в кризисное время возможность законного заработка населению, власть бездумно направляет целую отрасль в теневой сектор, лишая бюджет поступлений.
Управляющий калужского такси (анонимно):
- Наш таксопарк отрицательно относится к покраске автомобилей в желтый цвет. И основная причина в том, что это неудобно таксистам.
У нас работают люди с личным транспортом, и что же, каждый должен обклеить или покрасить автомобиль, чтобы потом еще месяц-два «отбивать» стоимость этой процедуры?!
Крупные таксопарки, работающие в Калуге по франшизе, могут себе позволить выделить часть средств и за свои деньги привести машины работников в должный вид.
А еще они могут предоставить уже «легальный» рабочий автомобиль. А что же делать нам, калужским такси? Прогнозов мы пока не даем, не до философии. Пока есть отсрочка до июля, будем думать и надеяться на адекватность властей.
Николай, таксист с 15-летним стажем (анонимно):
- Знаете сколько в Калуге таксистов? Очень и очень много. Таксист-калужанин - это чуть ли не ремесленник! С ужесточением мер, количество извозчиков, конечно, уменьшилось - теперь все работают легально.
Но в 2000-е годы, когда таксовать мог любой радиолюбитель с рацией, просто настроившись на частоту такси...
Перехват заказов был обычным делом. Эти люди воровали работу у честных таксистов. Бесконечные разборки, войны между такси А и такси Б...
В этой сфере творилась неразбериха. Вот тогда-то и надо было вводить правила на покраску, чтобы таксиста было видно издалека, а не по длинной антенне.
Вот тогда бы это помогло людям не сталкиваться с ненадежными «водятлами», а эти самые «водятлы» не могли бы становиться «таксистом на час».
Напомним, к обсуждению закона о такси депутаты Законодательного собрания области будут 17 декабря.
Вы согласны с высказываниями выше? Нам интересна ваша точка зрения! Поделитесь ей в комментариях.