Калужанка в небе: будни стюардессы
Профессия бортпроводника многим кажется романтичной. Он постоянно там, в небе, на высоте в тысячу километров, посещает десятки стран, общается с сотнями людей. Но так ли все на самом деле?
Легко ли быть стюардессой, нам рассказала Елена Манторова, 21-летняя калужанка, променявшая учебу в университете на небо.
– Если честно, я не из тех людей, кто мечтал и грезил об этой профессии. Раньше я училась в университете, но на втором курсе мне стало жутко скучно. Как-то вечером, сидя дома, я просто так, от нечего делать, заполнила резюме для «Аэрофлота». Мне предложили пройти собеседование, и я не упустила этот шанс. На тот момент мне хотелось поменять жизнь, а эта работа стала глотком свежего воздуха, – рассказывает Лена.
Успешно пройти собеседование – это не половина и даже не четверть дела. Перед тем как приступить к работе, необходимо пройти долгое и нелегкое обучение.
– Учиться было сложно, но весело. Все группы были дружные, и я до сих пор, спустя два года, продолжаю общаться с одногруппниками. Учёба включала массу дисциплин: медицину, авиационную безопасность, профессиональный английский, конструкцию самолёта и многое другое.
Страна одним глазом
Лена успешно прошла обучение и приступила к работе. Сначала это были непродолжительные рейсы. Лишь когда новоиспеченная стюардесса набралась опыта, появились и так называемые «командировки». Но, вопреки радужным представлениям многих, бортпроводники не всегда имеют возможность не то что познакомиться с другой страной, а даже просто выйти из аэропорта.
– Сейчас я летаю везде, кроме Америки, потому что у меня нет американской визы. По той же причине не летаю и в Индию. А так – любые направления. Конечно, когда посещаешь какие-то новые страны, хочется выйти, погулять, посмотреть. Но это сложно, поскольку все командировки суточные. Надо отдохнуть после рейса, подготовиться к возвращению. Поэтому посмотреть страну удается лишь одним глазом. Мне пока удалось увидеть только Дальний Восток нашей страны – Хабаровск, Сахалин, Владивосток. А еще – Кубу!
Такие разные пассажиры
Ночные рейсы, 13-часовые перелеты, нужно всех пассажиров накормить, напоить, создать им комфортные условия. При возникновении каких-либо форс-мажоров «разгребать» ситуацию должны тоже бортпроводники. Хотя зачастую они сами являются заложниками обстоятельств.
– Частенько бывают задержки рейсов. Сидишь на борту с пассажирами часа три и слушаешь их недовольство авиакомпанией и лично тобой, какие мы плохие, как все неправильно организовано. Люди не понимают, что мы такие же жертвы обстоятельств и что за время задержки нам ни копейки не заплатят. Был еще случай, когда на одном из рейсов из Владивостока не работала система мультимедиа. Но почему-то после взлета все включилось, только вот наушники на борт нам не загрузили. Это был просто ужас, я думала, нас всех там разорвут. Особенно мужчины жаловались. Ну, а мы что тут можем сделать? Наушники-то из воздуха не появятся, к сожалению. В таких ситуациях помогает только профессионализм экипажа и, конечно, старшего бортпроводника.
Иногда среди пассажиров оказываются и известные личности. Хоть говорят, что многие из них любят поскандалить на борту, Лене попадались исключительно спокойные и интеллигентные медийные персоны.
– Однажды на нашем рейсе летел Дмитрий Губерниев. Очень приятный собеседник оказался. Мы даже сфотографировались на память. Также летела с Юрием Стояновым – тоже милейшей души человек. А однажды летела с группой The Prodigy в Питер. Тогда это был для меня настоящий праздник. Вообще, много знаменитостей можно увидеть, но я обычно их не беспокою.
Романтики нет, зато есть бонусы
Бортпроводники живут по сложному графику. Многие даже говорят, что если ты работаешь стюардессой – у тебя не может быть нормальной жизни.
– Если честно, оказалось, что это не такая уж и романтичная профессия. Когда у тебя вылет в 6 часов утра, в аэропорту ты должен быть уже в 4, а значит, встать нужно в 2 часа ночи. Да и графика как такового нет. Знаешь своё расписание только на три дня вперёд. Но это уже неплохо. Например, если у тебя в графике стоит ночной рейс, значит, потом обязательно будет отсыпной выходной, на который уже можно строить планы. Также можно «заказать» выходной за 10 дней до даты. Главное – налетать за месяц 80 часов. Вообще, у нас своя «вселенная».
При этом, у работников в этой сфере есть свои бонусы. Например, мильные билеты, у которых фиксированная цена, обычно равная половине стоимости той, что платят пассажиры. Правда, если рейс загружен полностью – тебя на него не посадят. Также у всех бортпроводников хороший социальный пакет: полис медстрахования для себя и членов семьи, авиакомпания оплачивает детский сад детям сотрудников.
Как долго Лена задержится в профессии, она еще не знает. Пока она получает от нее удовольствие, но, может быть, в будущем захочет реализоваться в чем-то еще. Тем более, что знания и опыт, которые она получила, работая бортпроводником, ей точно помогут.