Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
10:00, 17 ноября 2016

Калуга vs Псков: Чему учиться у северных соседей

Акция Лес Победы, Год экологии в России, Деревья, Инстаграмщина, Истории, Министерство природных ресурсов, Новости, Общество, Погода, Природа, Река Ока, Речная навигация, Росприроднадзор, Статьи, Экология, Экономика

В этом году мы с ребятами из Калужского филиала РАНХиГС поехали с исследовательской миссией в город Псков.

Мы хотели познакомиться с городской средой, ее изменениями и адаптацией исторического облика города к современным условиям.

Опишу увиденное, услышанное и свои мысли - без заглядывания в стратегию развития города.

1. Грустный Псков или «а у нас в Калуге лучше»

Безусловно, основная точка туристической привлекательности Пскова - Кремль. Кремль не аутентичный, он восстановлен в середине XX века и, как и следовало ожидать, поражает воображение. Кремль, множество церквей и исторических объектов в городе мне, как историку, наблюдать в рабочем состоянии приятно. Но у меня исследовательская миссия и я смотрю, запоминаю, примеряю на себя туризм.

Как туристу, мне в этом центре - не комфортно.

Есть сувенирные магазины, как обычно, две кафешки, но нет ни одного нормального туалета. Биотуалеты в ужасном состоянии. Окружающие дороги и тротуары тоже. Магазины, в которых можно купить товары «по пути» – отсутствуют (позже мы узнали, что есть спальные районы с торговыми центрами).

Я, как турист, голоден и опечален отсутствием самого необходимого. Можно провести пешую экскурсию, но по пути следования опять ни одного спецобъекта, ни указателей, ни справок, ни QR кодов. Думаешь, вот у нас в Калуге – все хорошо. Чисто, плитка, есть кое-какая информация – в общем, дома лучше.

После осмотра Ольгинской набережной (в ужасном состоянии) утверждаешься в мысли, что дома – вообще хорошо. Однако, вечером мы совершили прогулку по новой набережной вокруг Кремля. Набережная добротная. Пустоватая, но открывает сам Кремль с иной стороны. Ты чувствуешь его величие и, как выяснилось позже, новая набережная является некой нитью, которая связывает город. Связывает старый и новый город, связывает прошлое и будущее, но об этом ниже.

Неподалеку от Пскова есть еще два объекта туристической привлекательности. Первый – Псково-печерский монастырь – мощный туристический объект, объект паломничества. Но, в отличие от самого Пскова – он обладает полнейшей туристической инфраструктурой на любой вкус и кошелек. И складывается впечатление, что так и должно быть. И вот, есть Кремль - и вокруг ничего, и Монастырь - и вокруг всё.

А ещё есть крепость в Изборске – прекрасный объект. Живая история. Можно походить, полазить, залезть на башню и всё такое. Для молодежи – самое то.

В итоге – имеем две разные картинки. Сам Псков – с совершенно неприспособленной инфраструктурой для туристов, мрачным и грязным историческим центром. С соседние объекты, где турист чувствует себя весьма комфортно.

Но этот итог оказался предварительным, это выяснилось после того, как архитектор Игорь Лагунин сложил паззл и показал нам всё с другой стороны.

Я увидел архитектора. Человека, который посвятил себя профессии, который борется за каждый дом во Пскове. И он рассказывал про наследие и про то, как его сохранять. Концепция, в которой они действуют: Псков – ганзейский город. Что подчеркивает его направленность на торговые отношения, историзм и связь с Европой.


И это позволяет сделать немыслимое: связать прошлое и будущее, да еще и привлечь европейские деньги.


Но Игорь Лагунин как раз и подчеркивал, что массовое историческое наследие мешает развитию, мешает развитию инфраструктуры. Конечно, город растет, появляются спальные районы, но… Оказывается, можно адаптировать исторические объекты под современные нужды так, что они не страдают, а совсем напротив, продолжают жить, и даже выполнять свои исторические функции (будь то церковь, или торговые палаты, или просто жилые дома).

И оказывается, что реконструкция, реставрация касается не только внешнего и внутреннего облика здания, но и всей городской жизни.

Нет, Псков не погружается в средневековье, Псков берет средневековый блеск и наполняет его современной жизнью. Конечно, это борьба, конечно, порой архитекторы проигрывают и появляются уродцы типа нашего XXI века, но в большинстве случаев - современность органично встраивается в историю. И получается очень здорово.


2. Псков – исторический, Псков – современный. Я люблю Псков

Псков – действительно город-боец, как назвали его мои ребята. Он бьется до сих пор с уродливой современной застройкой и пытается отторгнуть советскую: безликую и типовую.

Если проследить полностью концепцию псковской набережной, то Псков раскрывается. В этой набережной реализован гениальный смысл, связывающий город. И мы увидели работу, которая начата и ведется по реставрации и реконструкции.

Набережная реки Псковы опущена ниже уровня дорог города, потому там тишина и безопасность. Прогулочные дорожки, детские площадки, велодорожки. Чисто, аккуратно, тихо. И самое главное, она ведет в одном направлении от Кремля и приводит нас в старый-новый город.

Мы увидели Псков… Или какой-то город Европы. Я не понял сначала. Как такое может быть – в двух километрах убитые биотуалеты, а тут красота и чистота!

А дело в том, что работа начата с этой стороны города –дать городу ещё 5-10 лет, и он будет неузнаваем. Старые дома обновлены, осовременены изнутри - учреждения или жилые таунхаусы получаются, очень высокого уровня, с великолепными видами. Чистые мощеные дороги, магазины, детские учреждения.

И всё это современно и в то же время… Аутентично. Ты находишься в каком-то межвременном пространстве. По великолепным улицам доходим до Кремля и понимаем, что скоро эта волна придет сюда – и будет сказка.


3. Псков смог. А мы?..

Через несколько лет Псков будет мощным туристическим центром, скорее всего. Конечно, исторический дом не все себе смогут позволить, это не спальный район, но тем не менее.

«Если в нём открыли магазин – пусть так - значит объект будет жить, значит мы его не потерям. Приведем в изначальный вид потом», - говорит архитектор.

Я все думал, может ли Калуга сделать такой же рывок. На первый взгляд – у нас прекрасно – для жизни обывателя, правда, пока условия лучше, чем в исторической части Пскова (но это пока).

Но куда развиваться? У нас тоже есть историческая часть, которую мы стремительно теряем.

«У нас уничтожено архитектурное образование. Города строят проектировщики, которые не умеют располагать постройки в пространстве. Не умеют вписывать их в исторический облик», - снова верно говорит архитектор.

Если проводятся реконструкции, то весьма странные. Вспомним историю с флигелем на Воскресенской и ещё массу историй.

Куда мы движемся? Есть ли у нас драйвер развития? В Псков приходят немцы и дают деньги на развитие облика города, а у нас строят на льготах VW.

Такое ощущение, что вектор развития Пскова направлен на город, а у нас только на экономику и на зарабатывание денег.

Нет, это, безусловно, важно. И в нашем городе сделано за последнее время очень много для людей. Но сердца нет. Мы не можем плясать от Кремля – у нас его нет. Мы не можем плясать от Ганзы – она далеко. От какой точки нам двигаться? И куда? Что выбрать? «Инвестиционный ангел»? Получится Калуга-колония. За счет нас развиваются другие, кое-что кидая нам на развитие. Где наша «фишка»? Можем ли мы привлекать туристов и сами любоваться городом? После того, как снесли здание на Кирова (ныне ТЦ «Галерея») – верится с трудом.

Пешеходные улицы?

«Мало сделать улицу просто пешеходной. Должен быть смысл. У улицы должна быть функция», - архитектор.

Вот у пешеходной набережной во Пскове – есть смысл и функция. У улицы Театральной в нашем городе – нет. Она – просто улица. По ней можно пройти из одной части города в другую, но гулять по ней… Сомнительная привлекательность.

Мне видится драйвер – «Калуга-купеческая» (не думаю, что тут какой-то прорыв мыслительный). Мы, как город купеческий и мещанский, могли бы под этот драйвер что-то притянуть. Основные исторические постройки - купеческие или сделаны на купеческие деньги. В XVIII веке был серьезный товарооборот. У нас есть Гостиные ряды, как некоторый центр притяжения под эту концепцию. Может в этой стороне покопаться?

Ну и, конечно, перестать уже уродовать исторический облик «Зиккуратами». У нас много торговых заведений, много общепита. Может, свернуть эклектику, а придумать в центре хотя бы некую общую форму? Лавка XIX века, кабак XIX века.

У нас же, получается, в центре города есть все, кроме русской кухни. И все очень разноплановое. А в Пскове я зашёл в палаты и купил русских пирогов у девочек в передниках красивых.

Если продумать данную торгово-историческую концепцию – думается, получится очень здорово. Мы (хотя бы в центре) обретем единый исторический облик города и сделаем свою точку туристической привлекательности.

А пока – эклектика. Пока нет концепции.

Пока мы теряем даже то, что имеем и получаем новые ТРЦ в самом сердце города. Когда мы потеряем себя – будет поздно. Мы будем среднестатистическим городом нового времени. Мне бы этого не хотелось.

Евгений ХРОПОВ
заведующий кафедрой Калужского филиала РАНХиГС


P.S. И совершенно дикая идея – для примера. Берем улицу Театральную, закрываем дубовыми воротами, ставим будку черно-белую, а за воротами – губернский город. Ворота – как портал, как машина времени. Там делаем единые вывески – только по-русски «Салонъ связи «У Пчёлки»», например. И все магазины, кафе, рестораны – в едином стиле (хотя бы внешне). Пусть у нас будет кусочек XIX века. Вот это будет эффект!