Денис Шмелев: «Электронная музыка стала непопулярна в России»
Денис Шмелев – арт-директор ресторана Icebar и кафе «Плюш», выпускник исторического факультета. Однако большинство калужан знают его как диджея, который собирает полный танцпол.
Мы встретились с Денисом, чтобы узнать, есть ли будущее у диджеинга, и в чем отличие калужской публики от московской.
- Как ты стал диджеем?
- Все началось в одном из Андреевских лагерей. Я увидел людей, которые проводят детские дискотеки. Мне стало интересно, как это все происходит, захотелось попробовать. Познакомился с нужными людьми - они занимались музыкальным сопровождением лагерной смены. Мне посоветовали, куда дальше пойти — в арт-группу «Атлантис» на базе 17 школы.
Когда я был в старших классах школы, электронная танцевальная музыка была альтернативой всей жёсткой "попсе", которая играла по телевизору и радио.
У молодёжи был живой интерес к ночным клубам, к этой тусовочной субкультуре. Диджей был королём на танцполе, ему все поклонялись. Видимо совокупность всех этих факторов привела меня к тому, что я решил заниматься именно музыкой.
Свой путь я начинал с того, что носил колонки, монтировал динамики, изучал первые звуковые азы: куда вставить провод, какие есть разъемы. Со временем стал проводить свои первые школьные дискотеки.
Уже на первом курсе института понял, что мне этого мало, и пошел работать в первый мой ночной клуб.
- Ты сам пошел устраиваться или тебя пригласили?
Я устроился сам, обивал пороги ночных заведений Калуги.
Мне все говорили, мол: «Зачем нам нужны неопытные люди».
Тогда я понял, что состоявшиеся диджеи редко готовы помогать начинающим. Не знаю, с чем это было связано, видимо, чувствовали конкуренцию со стороны молодого поколения.
Суть в том, что я дошёл до всего сам.
В своё время очень много гастролировал по городам России, входил в топовые рейтинги музыкальных форумов и сайтов, выпускал огромное количество микс-компиляций и ремиксов, набирался опыта у мастеров диджеинга.
- Насколько, по твоему мнению, изменилась клубная индустрия?
- Я уже 10 лет профессионально «варюсь» в этой истории. Все изменилось кардинально.
Рассвет массовой популярности и актуальности электронно-танцевальной музыки в России пришелся на 2008-2012 года.
Текущее состояние всей этой индустрии, к сожалению, более чем печальное.
N-ое количество тех или иных факторов – экономических, политических и демографических – сделало своё дело. Клубы стали менее посещаемы, менее рентабельны, это привело к массовому закрытию площадок по всей стране.
Если сегодня экономическую историю исключать, то самое обидное - это то, что современной молодёжи, активной аудитории ночных клубов, тем, кому от 18 до 25 лет, электронная музыка просто неинтересна.
Сейчас молодые люди больше «врываются» по хип-хопу, тверку, трэпу. Но с этим ничего не поделаешь, это цикличность трендов.
Но с этим ничего не поделаешь - это цикличность трендов. Вопрос в том, когда вновь начнётся новый виток популярности танцевальной музыки? Может это будет через год или через два, а может и позже. Сейчас электронная музыка стала крайне непопулярна в России.
- Какие проблемы в Калуге есть по сравнению с Москвой?
- В целом публика в Калуге не отличается от московской в понимании музыкального материала. Единственное: калужане чуть «закрепощённее», им важно как на них смотрят другие посетители; москвичи просто получают удовольствие от танцев, и «пусть остальной мир подождёт».
Отмечу, что существуют несколько типов заведений: коммерческие и андеграундные.
В коммерческих заведениях музыкальный формат «попсовый» — узнаваемые треки и хиты. Андеграундное направление — это что-то интересное, элитарное.
В Москве существуют заведения обоих типов. Однако, как показывает практика, все андеграудное со временем становится коммерческим.
- Сейчас говорят, что каждый третий фотограф, музыкант или диджей. Что ты думаешь по этому поводу?
- Хороших диджеев, как музыкантов и фотографов - мало.
- Как ты выбираешь музыку для вечеринок?
- Музыку выбираю, основываясь на современных танцевальных трендах. Ставлю то, что нравится людям.
- Как ты думаешь, нужно воспитывать у публики потребность в качественной клубной культуре?
В России клубное движение превратилось в барно-ресторанный формат с бесплатным входом, где еще и танцуют.
Это в корне неверно. Мне кажется, в каждом городе должна быть как минимум одна площадка, где каждую пятницу и субботу отдыхает 2000-2500 молодых людей. Они заплатили за вход, слушают интересных артистов и голосуют за них рублем.
Танцевальная музыка должна занять достойное место в общем музыкальном бизнесе в нашей стране.
Мечтаю, чтобы в нашей стране с ее гигантским потенциалом потребителей танцевальной музыки возникла настоящая большая индустрия.
Наше государство - с многомиллионным населением и необъятной территорией. У нас присутствуют все условия для проведения многочисленных фестивалей, куда могут приезжать туристы со всей планеты.
Россия богата уникальными местами – тот же Байкал, на котором можно устроить глобальный техно-фестиваль с потрясающей атмосферой и качественным лайн-апом.
Отличный пример для подражания - это TomorrowLand (фестиваль электронной музыки в Бельгии) или Ultra Music Festival (ежегодный открытый фестиваль электронной танцевальной музыки в США): там задействовано много «стейджей», на которых выступают артисты самых разных стилей. Такая концепция привлекает огромное количество посетителей со всего мира.
Или, к примеру, BPM (фестиваль электронной музыки в Мексике), Burning Man (ежегодный фестиваль в США) – они сфокусированы на андеграунд-музыке, но при этом также собирают внушительную аудиторию.
В России наблюдается нехватка федеральных танцевальных станций. В Питере есть радио «Рекорд», которое с прошлого года перестало вещать в столице. В Москве, а тем более в Калуге, на 100% танцевальной станции федерального уровня не осталось, и это прискорбно. Она должна присутствовать в ротации обязательно.
- Денис, если бы ты не был диджеем и арт-директором, то чем занимался?
- Летал бы в космос, познавал вселенную.
С Денисом Шмелёвым беседовала Света ГОРЧАКОВА