Борис Титов: «Чем больше предпринимателей, тем меньше коррупции»
26 мая Калугу с рабочим визитом посетил Борис Титов – уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.
В Доме музыки он представил промышленникам разработанную по поручению президента России Владимира Путина программу социально-экономического развития России «Стратегия роста».
После презентации в неформальной обстановке мы поговорили с Борисом Титовым о коррупции, планах на будущее и трудностях омбудсменов.
Институт индивидуальных предпринимателей должен быть упразднен? Нужно ли проводить реформы?
- Не надо упразднять предпринимателей, надо грамотно выстроить налогообложение, регламентировать количество сотрудников бизнеса. На сегодняшний день, с точки зрения индивидуальных предпринимателей, мы ничего не предлагаем менять. Но, с другой стороны, мы предлагаем ввести новый отряд для самых "маленьких" индивидуальных предпринимателей - "самозанятые".
Я ставил этот вопрос сегодня и у президента тоже. Потому что закон ввели, но получилось, что сейчас отряд самозанятых - это граждане, которым дали два месяца отсрочки по НДФЛ по персональным налогам и при этом заставляют регистрироваться.
В результате сегодня за три месяца действия закона всего 40 человек на всю страну зарегистрировались в качестве самозанятых. Мы предлагаем изменить согласованный закон и по итогам создать самозанятых индивидуальных предпринимателей.
ИП имеет право нанимать до 150 человек. У малого предприятия ограничений может быть куда больше. Между малым бизнесом и индивидуальным предпринимателем должны быть четкие границы.
Вы говорите о том, что уполномоченные по правам предпринимателей сохранили стране миллиарды рублей. С другой стороны, мы понимаем, что уровень коррупции достаточно высок. То есть, то, что вы сохраняете, кто-то теряет из-за неэффективного руководства. Как вы видите разрешение этой ситуации?
- Мы слышали это от Кудрина: "Чем меньше мы работаем, тем меньше мы собираем налогов и тем больше даем преференций бизнесу. А значит, тем больше денег выводится заграницу и оказывается в карманах коррупцинеров".
Если смотреть не с точки противостояния стратегии, а подхода в жизни... Он показывает: если вы работаете эффективно, наращиваете прибыль, государство способствует этому, дает возможность развиваться, то никто ничего не выводит.
Чуть-чуть помогли сельскому хозяйству и оно сразу выросло.Тоже самое с инновационным бизнесом. То, о чем вы говорите – фетиш, неверие в свою страну. Это какие-то частные случаи, не массовое явление.
Чем больше у предпринимателя будет инвестиционных ресурсов, тем больше у нас будет расти ВВП. И кстати, чем больше предпринимателей, тем меньше коррупции. Почему? Потому что когда их мало, на них можно давить.
Когда они очень слабы по отношению к чиновникам, те могут реализовать свою силу в полную мощь, и никто не придет на помощь предпринимателям.
К вопросу об интеллектуальной собственности и защите отечественных стартапов. Что делается для того, чтобы защищать интересы нашего бизнеса за границей?
Пока нашего бизнеса за границей мало. И, следственно, и обращений ко мне не так много. В основном они приходят из стран бывшего СССР: Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии.
Обращений по поводу нарушения прав наших предпринимателей в западных и восточных странах, к счастью пока не было.
Эта задача остро не стоит. Тем не менее, мы эту функцию выполняем, мониторим и любой предприниматель, чей интерес будет нарушен за рубежом, может к нам обратиться – у нас есть свои методы воздействия. Это не только вопросы, связанные с обращением к руководству стран, но и возможность использования институтов.
Если страна - член ВТО, то там есть специальные инструменты, которые позволяют оказывать влияние на выполнение обязательств.
Расскажите о "точках роста". Где они?
- Их очень много. Наша страна, по произведенным расчетам, заинвестирована всего на десять процентов. Лучшие времена роста еще впереди. Конечно, если будут созданы должные условия. У нас огромные природные ресурсы, которые могут быть широко использованы иначе, чем сейчас.
Например, почему бы не просто качать нефть на экспорт, а заняться глубинной переработкой сырья. Это – одно из перспективных направлений.
Точки роста - в создании новых производств, а также повышении производительности на старых. Только за счет этого мы можем врасти на полтора – два процента по ВВП. Если наши предприятия применят новые технологии, они резко рванут вверх.
Один из самых важных секторов, который может расти, сделает это, когда выйдет из тени. Речь о малых «гаражных» производственных предприятиях. Они составляют немалый процент в экономике страны и их легализация – это хорошее подспорье и новая точка роста.
Для них нужно создать условия, чтобы «кустари» не боялись, а доверяли власти. Чтобы их финансовые обязательства перед ней не уничтожали бизнес, а стали бы посильным легким платежом за возможность работать «по белому», при этом хорошо зарабатывая.
Как человек, который отвечает за развитие аппарата уполномоченных в регионах, скажите, фиксируете ли вы то, что местная власть давит на уполномоченных?
- Все зависит от региона. Там, где власть понимает, что нужно развитие предпринимательства, что будущее, социальная устойчивость и экономическое благополучие будет зависеть от того, какими будут инвестиции – там она относится к уполномоченному с пониманием, выстраивает с ним отношения как с независимым человеком, который выполняет понятную функцию.
Там, где губернатору легче постоять в очереди в минфине, получить очередную дотацию... Там, где от бизнеса он никак не зависит, предприниматели на улицах становятся для власти вообще головной болью – красоту портят. В таких городах и уполномоченным тяжелее.
Но в целом могу сказать, поскольку институт президентский, учрежден по закону, который подписан Госдумой, немногие рискуют с нами спорить. Было несколько случаев за историю, но все же мы находили компромисс.
В каком направлении будете развивать аппарат уполномоченных в регионах?
- Самое главное – постоянно повышать эффективность. Мы должны быть специалистами во всем – в налогах, тарифах, пожарной безопасности, безопасности труда.
Потому что к нам идут обращения по всем этим поводам. Кто-то отвечает за лес, кто-то за воду, а мы - за регулирование бизнеса во всех этих отраслях. Еще мы должны совершенствовать нашу подготовку. Будем продолжать системное обучение, которое у нас проводится дважды в год.
И второе – больше пользоваться полномочиями. Мы жалуемся, что нам их не хватает, например участия в судах. Однако авторитет института растет, и судьи очень редко отказывают нам в участии третьей стороной.
Поэтому надо более эффективно реализовать полномочия, которые уже есть, а не жаловаться на их недостаток.
Хорошо ли работают на ваш взгляд местные уполномоченные? Есть ли негативные сигналы? Сигналы со знаком «плюс»?
- Негативных сигналов у меня пока нет. Мы держим с предпринимательским сообществом прямую связь, проводим соцопросы.
Обращений по Калуге за все время было 704, из них всего 4 – уголовных. Это хорошая статистика, в Ростовской области их в десятки раз больше, следовательно, и серьезных проблем тоже.
В Калуге омбудсмену легче, легче и отношения с властью – она понимающая. Не зря калужский регион – самый передовой в области развития предпринимательства в стране. И местный омбудсмен – человек интеллигентный, вдумчивый, системный, такой, какой и должен быть в таком регионе.
Как Вы считаете, сломан ли стереотип о том, что предприниматель в России - это тот, кто нажил деньги нечестным путем, продукт 90-х?
- Стереотип не сломлен. Более того, часто он еще и поддерживается, особенно некоторыми чиновниками. Далеко нам до благодати.
Нужны новые пропагандистские инструменты, но нельзя "геббельскую пропаганду" развернуть в пользу бизнеса, условно говоря. Нам нужно самим каждый день доказывать, что мы - честные.
Половина обращений, которые к нам приходят – это попытка использовать институт, а не восстановить несправедливость.
Мы пока видим, что не все хорошо и в предпринимательском сообществе. Поэтому сегодня, как ни странно, рецепт его лечения - в том, чтобы растить предпринимательское сообщество. Чем больше конкуренция, тем больше субъектов рынка, а значит тем больше развивается корпоративная система, институты. Предприниматели становятся лучше: понимают, что вместо обмана намного выгоднее работать честно.
Зачем прятать то, что все равно найдут. Все это краткосрочно и опасно. Когда придет осознание, что работать можно долго и выгодно, тогда мы выйдем на уровень и абсолютное большинство станет нормальными людьми, приносящими доход стране.
Сейчас вы в большой политике, не хочется вернуться туда, где вы были очень успешны?
- Сегодня меня президент назначил на пять лет нового срока. Конечно, у меня было большое желание, и я об этом говорил, что хочется вернуться.
Но не все вопросы решены, мы многое начали, что касается работы с конкретными предпринимателями, системными вопросами и макростратегии России. И вот сейчас бросать все это, с моей стороны, было бы неправильно.
Институт начал работать, мы четко понимаем свои задачи и уровень ответственности. Вносить катаклизмы в его работу нельзя. Еще пять лет «оттарабаню», а дальше начнем думать с предпринимательским сообществом, кто сможет меня заменить.
Беседовал Роман НОВИКОВ
фото Алина Ковалева