Красный октябрь: на международной конференции в Калуге обсудили уроки революции 1917 года
18 октября Инновационный культурный центр стал местом проведения международной научно-практической конференции «Революция 1917 года в России: от международного резонанса к микроистории». Конференция была организована Калужским филиалом РАНХиГС при поддержке посольства Швейцарской Конфедерации в РФ и проводилась в рамках проекта «Россия-Швейцария: исторический выбор 1917 года».
Участие в конференции принял Ив Россье, чрезвычайный и полномочный посол Швейцарской Конфедерации в РФ. В своей речи посол отметил необходимость поиска точек соприкосновения Швейцарии и России. В том числе - с помощью исторической науки, анализирующей предпосылки и последствия революции 1917 года, изменившей лицо не только России, но и Европы.
В течение дня со сцены прозвучали доклады историков из России и Швейцарии: «Гражданские войны в истории Швейцарии и России: уроки вооруженных конфликтов внутри двух стран – 1847 и 1917-1922 годы», «Русская революция и швейцарские парадоксы», «Революция и культурный взлет», «Особенности юмора лидеров большевиков» и другие.
Олег Калугин, министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, сказал:
- У Международной конференции важнейшая просветительская роль: студентыделают выводы и формируются как граждане нашей страны через знакомство с ее историей.
Если переворот заканчивается сменой социально-экономической формации, если он меняет экономический и социальный культурный уклад общества, если происходит серьезная трансформация общественной структуры, то это революция.
Сейчас Россия насытилась революциями, переворотами, неосознанными изменениями. Наше зрелое общество отличается от общества 1917 года. Мы готовы к умным свершениям, мы нащупали рациональный путь отношения к своему настоящему и строительству будущего.
1917 год – это слепок тех проблем, которые рано или поздно должны были проявиться. Фигура Николая II - это лишь символ. Бездарным и закостенелым было в целом правление царской элиты в те года. К счастью, сейчас ничего подобного нет и причин для аналогий тоже.
Мне было интересно познакомиться с дискурсом швейцарцев. Они эмоционально нейтральны, они за всем этим наблюдали издалека. Я не скажу, что этот дискрус антагонистичный, а скорее описательный. Они не делают выводов, выводы предстояло сделать слушателям.
Среди слушателей было немало студентов РАНХиГС. Они с интересом следили за ходом мысли спикеров, а на кофе-брейке обсуждали услышанное.