Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
12:44, 23 августа 2018

Ведьма измерений, доска памяти, хентайные плакаты. Как косплеят в Калуге

Афиша, Драматический театр, Истории, Театр, Театральная площадь, Фотографии

От Сейлормун до Наруто, от значков на школьных рюкзаках до масштабных фестивалей - аниме в двухтсячные стала важной составляющей субкультуры. Мы встретились с главой калужского аниме-клуба +Karas+ Анной Тюиной и ее соратниками — Марией Царапкиной и Юрием Сергеевым, чтобы узнать, что же на самом деле представляет собой этот необычный мир

- Расскажите, откуда возникла идея создать аниме-клуб?

Анна: - Был такой парень, Дима Хrono. Он и другие ребята смотрели аниме, захотели собрать единомышленников, обмениваться дисками. Не нашли других анимешников в Калуге, хотя они были в городе. В итоге появилась ветка обсуждений на портале kaluga.ru. Это было летом 2007 года. К осени любители аниме начали собираться на встречи, и 3 октября было принято решение создать клуб Кaras - в честь одноименного сериала. Постоянного помещения нет, в основном мы устраиваем встречи в городе. Численность членов клуба на сегодняшний день - одиннадцать человек; численность членов группы в ВК, где публикуются основные анимешные новости и информация о мероприятиях, более тысячи.

Мы ведём несколько направлений. Здесь, в Калуге, мы — организаторы анимешных мероприятий. Когда уезжаем в другой город на фестивали — мы уже косплееры со своими номерами.

- Есть ли какие-то ритуалы посвящения, испытания для «новичков»?

Анна: - Мантру из ста аниме зубрить не надо (смеётся). Надо просто начать общаться. Сразу видно, подходим друг другу или нет.

Мы напрямую говорим: «Ребята, мы делаем проекты, это хобби требует затрат. Например, мы придумали сценку — на каждого нужны костюмы. Кто их будет шить, на что ткани покупать? Мы все делаем сами. Если ты говоришь: «Я хочу быть в клубе, я хочу все делать», но потом ты ничего не делаешь для проекта… Зачем тогда приходить?..»

- Чем увлекаетесь помимо аниме?

Юра: - Программирование.

Маша: - Мои увлечения во многом связаны с тем, чему я научилась в клубе: обработка музыки, монтировка видео.

Анна: - Часто собираемся вместе отдохнуть. Каждое лето в августе едем в Никола-Ленивец, купаемся, едим арбузы и шашлыки (мы не питаемся исключительно суши) (смеются). Ходим вместе в кино, обсуждаем фильмы, пьем кофе, играем в настольные игры — самая любимая «Свинтус», она многим нравится. Мое же большое последнее увлечение — это исторические бальные танцы. Начала увлекаться два года назад, сейчас даже преподаю.

- Как часто проводите анимешные мероприятия и тематические вечеринки?

Анна: - Вот как раз в июле был фестиваль косплея и восточной культуры Ani-Shnai. Также организуем две-три тематические вечеринки в год в Калуге: на 14 февраля, на Хеллоуин. На День анимешника — 11 апреля — у нас многолетняя традиция, каждый год мы проводим парад в этот день.

- Трудно собрать косплей? Достать материал — парики, костюмы и прочую атрибутику?

Юра: - Все зависит от сложности косплея. Для какого-то нибудь сложного крафта, онлайн-игр, сделать те же большие массивные доспехи можно разными способами: сконструировать все из дешевого материала, но придется тратить очень много времени и сил, или сделать из дорогих средств — напечатать, например, на 3D-принтере, но это не всем доступно.

Маша: - Да, некоторые материалы в нашем городе достать трудно. Например, парики приходится заказывать с различных торговых интернет-площадок.

- В мире аниме каждая деталь имеет значение. Расскажите, как можно «считать» персонажа?

Анна: - То, о чём вы говорите, было актуально пять-десять лет назад. Сейчас все немножко по-другому. Во-первых, по ТВ и в кинотеатрах показывают совершенно другие картины. Не у всех аниме ассоциируется с большими глазами и яркими волосами. Да, аниме — своеобразная культура, она берет свое начало от китайских и японских гравюр, японской манги. У них есть характерные особенности рисования —например, обозначение возраста с помощью размера глаз. Чем больше глаза, тем более юный персонаж. Цвет волос раньше тоже подчеркивал характер персонажа: рыжая прическа — взрывной темперамент, белая — трудная судьба и т.д. Но дело в том, что есть аниме-ширпотреб, где все очень условно и если ты не сделаешь у одного персонажа красные волосы, а у другого — синие, то никто и не поймет, что это два разных героя. А вот качественное аниме — там больше упор на характер, на какие-то детали. Взять того же Хаяо Миядзаки, где у всех «спокойный» цвет волос, и все персонажи различаемые. Все дело в качестве.

- Есть ли у вас любимый герой, на которого вам хотелось бы быть похожими?

Анна: - У меня, несмотря на сотни просмотренных аниме, все еще остается любимым Юко из кламповской вселенной. Это ведьма измерений, волшебница, которая помогает всем путешествовать сквозь время.

Маша: - У меня слишком много любимых персонажей, не могу выделить кого-то одного...

Юра: - Наверное, это Йо Асакура из «Шамана Кинга», еще Сайтама из «Ванпанчмена». Я даже его косплеил. У нас возникла загвоздка в том, что он лысый. И мы раздобыли специальную накладку — скрыть волосы. Прихожу домой, пытаюсь примерить — что-то
вообще не очень. Решил — лучше побреюсь. Два раза брился для выхода на сцену.

- Как можно определить, принадлежит человек к субкультуре анимешников или нет?

Анна: - Подростки, молодежь, желающие принадлежать к какой-то субкультуре, обзаводятся атрибутикой на ярмарках аниме. Как правило, это ребята от 12 до 18 лет. Им важно, чтобы все видели, что они принадлежат к субкультуре. У них могут быть значки, рюкзаки, пеналы… Раньше, когда аниме только начинало приходить в РФ, и трудно было достать даже значок… «Как мы узнаем друг друга?» «У меня будет анимешный значок!» «Вау, круто!» Сейчас такого уже нет. На тех же фестивалях по внешнему виду вы не узнаете, кто анимешник, а кто нет. Косплееры часто даже не смотрят аниме, по которому они делали персонажа. Если говорить о косплее — это вообще отдельное направление.

Юрий (улыбается): - Мы сделали «доску памяти». На ней повешены значки, которые напоминают об определённых вехах в развитии аниме-культуры в городе. И, конечно, эти «артефакты» принадлежали и нам

- В быту вы сталкиваетесь с откровенной агрессией или насмешками из-за увлечения аниме?

(Раздается дружный смех)

Юра: - В комментариях к постам некоторые упражняются в остроумии. Иногда достаточно смешно, но чаще уровень написанного говорит о слабости ума или скудости языковых средств.

Анна: - На самом деле людей, которые смотрят аниме, сейчас в разы больше, чем 10 лет назад. Все гораздо проще. Люди в целом стали более открытыми к другим культурам. То есть если раньше идет анимешный парад по центру города — все такие: «Аааа! Что это за толпа?». А сегодня окружающие видят нас, и сразу сигналят машинами, просят сфотографироваться…

- Расскажите о самых абсурдных ситуациях, происходивших с вами?

Анна: - Это было много-много лет назад. Тогда в Калуге находилось много таких анимешных организаций. И они решили провести аниме-фестиваль, в частности, они клеили по городу рекламные плакаты хентайной тематики. После этого наш клуб очень долго «отмывал» репутацию анимешников. Сейчас к нам, конечно, хорошо относятся, а тогда был непростой период…

Еще как-то раз нам позвонили из одной калужской телекомпании, пригласили на эфир про детские самоубийства. Мы пришли на программу. Идет диалог, проходит полчаса, сорок минут. И вдруг ведущий говорит: «А вот у нас есть анимешники. Если смотришь аниме — оттуда идёт поток жестокости и агрессии. «Тетрадь смерти» (она тогда недавно вышла), вот вам яркий пример...» и все в таком духе. Поскольку у меня психологическое образование, я объяснила, что повышенная агрессивность — нормальное явление для подростков. И даже когда ты косплеишь кого-нибудь, применяя на себя опыт другого персонажа, ты тем самым переживаешь свою проблему. Психологи в зале подтвердили это — да, нет ничего плохого в том, чтобы смотреть аниме. Ведущий снова: «Я не согласен!». Другая ведущая поворачивается к нему:«Ну, а с чем ты не согласен-то? Все уже объяснили ведь». Очень неловкий момент был. В СМИ еще есть люди, пытающиеся вешать на нас ярлыки и негативные стереотипы. Адекватный человек должен понимать, что просмотр японской анимации каким-либо образом на него не повлияет. Если у тебя какие-то психологические проблемы — они проявятся и без аниме.

- Встречали ли вы фанатичных анимешников - отаку?

Анна: - Мне кажется, в РФ таких — единицы. Для Японии это вполне нормально, это часть их культуры. В Калуге есть несколько человек, которые коллекционируют анимешнную атрибутику. Но идейных не очень много. Хотя возможно, мы их и не видим, может, они дома сидят, смотрят мультики и в своем маленьком кружке общаются.

- Вы упомянули, что в Калуге было много аниме-клубов, и они рано или поздно закрылись. Как вам удается удержаться на плаву?

Анна: - Именно потому, что у нас, на мой взгляд, хороший баланс людей, которые любят заниматься непосредственно организацией, и людей, которым нравится выполнять конкретные задачи.

Ты ведь не можешь делать все-все. Мне, например, неинтересно делать сайт, но у нас есть Юра, который в этом — профи. Мы дополняем друг друга, мы — одна команда, и это здорово! Раньше был просто клуб для общения, сейчас мы занимаемся организацией культурной среды - фестивалями и конкурсами.

- Фестивали и конкурсы — это больше для души или, все-таки, преследуется коммерческая цель?

Анна: - Лучшая работа — это хобби, которое приносит деньги. Мы обсуждаем финансовые моменты, но у нас нет четкой ориентации на коммерцию. У нас нет задачи зарабатывать на каждом ивенте. Получится — хорошо, не получится — будем искать решение.

Мария: - Есть такая тенденция, что если фестиваль делается чисто с коммерческой целью, то это провальное мероприятие в плане отношения к участникам, к зрителям. Сразу видно, что никто не вкладывает ни мысль, ни энергию. Люди ведь пишут отзывы, замечают отношение организаторов к мероприятию. Бывает, создаёшь костюмы, у тебя очень много заказов, заявок, думаешь: всё брошу и уйду. А потом, буквально, один диалог с кем-нибудь из участников, тебе говорят: «Спасибо большое за то, что вы с душой относитесь к делу». И ты думаешь — да, ради счастья этого человека стоит заниматься анимэ-культурой!

Ольга Ершова

Фото автора и аниме-клуба Karas

Словарь анимешных терминов

• Аниме — японская анимация, отличается характерной рисовкой персонажей. Это не просто «несерьёзные мульяшки» как считают многие, а целая вселенная со множеством жанров и тем.
• Анимешники — фанаты аниме. Нет, они не говорят «ня» и «кавай» через слово и не прячутся от социума за просмотром мультиков в режиме 24/7.
• Йо Асакура — герой аниме «Шаман-Кинг», один из самых сильных шаманов в истории.
• «Karas» («Карас») — фантастический сериал о противостоянии мира людей и мира демонов (2005 — 2007 гг.).
• Косплей — переодевание в костюмы персонажей японских мультэпосов (и не только их). Главное условие — стать максимально похожим на любимого героя. Чем лучше ты сумеешь вжиться в образ персонажа, тем круче получится косплей.
• Косплеер — если вместе с вами в маршрутке едет Пикачу или Харли Квин — знайте, это самый настоящий любитель косплея. Другой вариант: вы перебрали с просмотром продукции телеканала 2X2
• Кламповская вселенная — от слова Clamp («Кламп») — известный японский художественный коллектив, выпускает анимешные комиксы.
• Манга – название японских комиксов уже не путают с наименованием фрукта манго;
• Отаку — маниакальный поклонник аниме, чей интерес к японской анимации граничит с безумием: например, человек может тратить все деньги на покупку аниме-сериалов. Интересно, что термин «отаку» больше используется в странах Запада; в Японии это слово имеет негативный контекст и может восприниматься как оскорбление.
• Сайтама — центральный персонаж аниме «Ванпанчмен», супергерой. Обычно позволяет злодею выпендриться своими планами по захвату мира, а затем на раз-два «сносит» его одним ударом.
• «Тетрадь смерти» — манга, т. е. японские комиксы (2004 — 2006 гг.). Главная тема «тетради» — можно ли добиться блага для одних людей путём убийства других. Не подумайте, это не отсылка к русской классике и Раскольникову (если что).
• Хентай — жанр аниме, основное содержание которого — эротические или порнографические сцены.