Молодой учитель воспитывает пытливость ума школьников в походах
5 октября страна празднует День учителя. Накануне мы встретились с учителем английского языка и информатики из школы №33 Глебом Гущиным.
Его педагогическая деятельность не ограничивается уроками. Вместе с ребятами он сплавляется по горным рекам и исследует ущелья. А также считает, что заставлять учиться хулиганов нужно интересом, а не двойкой.
– Как ты стал учителем?
– В то время, когда я поступал на филфак, то, наверное, как и большинство выпускников, не задумывался о будущем. У меня были совершенно другие планы, связанные с ним, ориентированные скорее на сиюминутные развлечения.
К учительству я пришёл не сразу, попробовав перед этим довольно многое. Я работал и на стройке, и переводчиком, и некоторое время в офисе... Потом служил в армии. Но везде что-то мне не нравилось. Когда я стал учителем, меня это захватило тем, что каждый день здесь что-то новое и интересное. Эта работа не надоедает.
– Как получилось, что помимо английского языка ты преподаешь еще и информатику?
– Когда я пришел работать в школу, мне предложили должность учителя информатики. Я всегда был близок к этой науке, поэтому согласился.Прошёл курс переподготовки и теперь сча́стливо её преподаю. Вот только вернулся из Санкт-Петербурга, где был на курсах по 3D-моделированию.
Сейчас изучаю возможности разных языков скриптов. После филологического это что-то сродни написанию стихов. В стихосложении у тебя есть мысль, которую нужно поместить в рамки размера и рифм. Здесь мысль нужно поместить в рамки тех конструктов, которые есть в данном языке программирования.
Можно создавать, действительно, мощные вещи, чувствуя себя доктором Франкенштейном в момент, когда ты нажимаешь кнопку – и твоя программа начинает работать, как надо. Бегаю иногда вокруг компьютера и кричу: «Ожил, ожил, он живой!»
– Многие считают, что выучить иностранный язык – дело крайне трудное, на границе с невозможным, особенно во взрослом возрасте. Что бы ты сказал по этому поводу? Мог бы дать какие-то советы человеку, начинающему изучать иностранный язык?
– Есть такая распространённая практика, когда человек хочет что-то уметь, но чему-то учиться он не хочет. Например: "Я хочу играть на гитаре, но я не хочу учиться играть на гитаре".Также и с языком. Возвращаясь к техникам, это могут быть занятия в группах, один на один с репетитором или носителем языка. Полезно смотреть английские фильмы, сериалы с английскими же субтитрами, без русского текста вообще, без дубляжа. Таким образом, «набивается» разговорная база.
– Как относишься международному языку эсперанто? Есть ли у него перспективы, на твой взгляд?
– Не думаю, что у него есть перспективы, потому что он не популярен. Популярность языков является отражением политических аспектов. Когда полмира было внутри Советского союза, то, соответственно, на русском языке говорили и в Камбодже, и в Африке. Сейчас дискурс несколько сменился, и мы видим другую картину. Английский язык так популярен, потому что все пользуются продуктами, достижениями английской и, в частности, американской культуры. Эсперанто может быть сколь угодно эффективен, но для того, чтобы он стал мировым языком, как минимум, должна появиться какая-то движущая политическая сила, которая его понесёт в народ.
– Что отличает увлекательные уроки от занудных?
– Позиция учителя прежде всего. Если ему самому интересно то, что он доносит, если он восхищён этим, если он влюблён в свой предмет, то его уроки никогда не будут скучны.
– Случаются ли проблемы с дисциплиной в классе, как ты их преодолеваешь?
– Конечно, случаются. Организм ребёнка настроен на подвижные, динамичные занятия, а сегодняшняя структура (даже с учётом обновления ФГОС) достаточно статична для современного ребёнка. Нужен динамизм телесный, если мы говорим о тех ребятах, которых принято называть «хулиганами», «нарушителями дисциплины», «болтунами», либо динамизм информационный. Это я про ребят, которые на уроках сидят в телефонах, и им не хватает информации, которую доносит учитель: она для них малонасыщена, неинтересна, скучна.
Я говорю ученикам, что мы пришли сюда сами, с определённой целью и предлагаю ее достигать. Иначе получается, что мы просто тратим время друг друга. А время слишком ценно, чтобы его тратить впустую.
– В феврале этого года Городская Управа присудила тебе третий спортивный разряд по спортивному туризму. Удается ли тебе привлекать к путешествиям своих учеников?
– Мы выезжаем с учениками на областные и всероссийские соревнования, ходим в походы, в этом году были на Архызе. Путешествуя по родной стране, ребята становятся ее патриотами.
Чтобы заинтересовать ребят туризмом, я стараюсь давать им то, чего они хотят. Дети хотят самостоятельности – пожалуйста. Например, предлагаю самостоятельно поставить палатку, приготовить себе и товарищам поесть. Под чутким контролем, конечно.
Помощь и гиперопека – разные вещи.
Кому-то нравится общение в походах с ребятами из других школ. Кого-то привлекает научная сторона вопроса, а кого-то спорт – быть быстрее, выше, сильнее. В последнем случае отлично подойдут спортивный туризм, ориентирование на местности, скалолазание, которое сейчас в Калуге активно развивается.
– На твой взгляд, какие задачи стоят сегодня перед школьным образованием?
– Проблем много. Все они связаны с изменением понимания позиции школы как института общества. Что, в свою очередь, связано с вызовами новой эпохи, эпохи информации.
Школа, скажем откровенно, больше не является светочем во тьме, как это было в период борьбы с безграмотностью в СССР в середине ХХ века. Интернет даёт человеку иллюзию всезнания. Однако, информации такое количество, что усвоить её он не в состоянии.
Возможных выходов два: либо открытие новых методик усвоения знаний, либо смена парадигмы на овладение некими универсальными навыками, которые позволят человеку работать с какой угодно информацией. Попытку реализации именно этого подхода мы сейчас и наблюдаем: это внедрение ФГОС.
Идея верная, школе надо меняться. Однако пока ФГОС себя не оправдывает: нагрузка на детей лишь возрастает. Если сравнивать с предприятием, то любое развитие предполагает, наоборот, снижение нагрузки (вспомним индустриальные революции). Так что основная проблема, проблема поиска новых подходов в образовании, на мой взгляд, всё ещё открыта.
– Мог бы назвать пару качеств, отличающих хорошего ученика?
– Пытливость, честолюбие, трудолюбие.
– А учителя?
– Ох и сложный вопросец! Любовь к детям, интерес к своему предмету и нестяжательство.
– 5 октября все учителя России празднуют профессиональный праздник. Что бы ты пожелал своим коллегам?
– Я желаю им интересных, по-настоящему «живых» учеников, железных нервов и богатырского здоровья и оптимизма.
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ