В поисках смыслов: Калуга решает, нужен ли ей бренд
21 ноября в Калужском инновационном культурном центре в формате «Точки кипения» продолжилась начавшаяся несколько дней назад в «Фейсбуке» дискуссия на тему «Нужен ли Калуге бренд, а если нужен, то зачем?». Дискуссии предшествовала лекция известного калужского блогера Виталия Еремеева. Лекцию он, как и обещал в «Фейсбуке», посвятил разоблачению мифов о бренде.
Многие думают, рассказал Еремеев слушателям, что бренд и логотип – это одно и то же, что для создания бренда достаточно создать красивую историю, что бренд и территория, для которой он создается, могут жить порознь, а создание бренда - это одноразовая история. Но все гораздо сложнее, объяснил лектор. И призвал искать смыслы.
«Пока мы не найдем новые смыслы, пока мы не найдем, кому эти новые смыслы необходимо развивать, к этой работе приступать не надо»,- сказал он.
Поиски смыслов, которые могли бы стать брендами Калуги, продолжались около полутора часов.
Одним из первых прозвучало предложение сделать главным направлением калужской бренд-стратегии космос. Музей космонавтики есть, несколько памятников Циолковскому и Гагарину – тоже. На подходе и новое, «космическое», название для калужского аэропорта.
Судя по тому, как идет голосование, он, скорее всего, получит имя Циолковского.
«Мы говорим - «Калуга космическая», но она никакая не космическая. И у нас нечего по этой теме смотреть, несмотря на то, что бренд у нас вырисовывается, он на слуху», - сразу же последовало возражение.
«Да, одна из ключевых проблем любого бренда – это внешний имидж, который не соответствует внутреннему наполнению», - признал Еремеев.
Были и другие идеи. Например, сделать брендом Volkswagen. Он хоть и не вполне наш, но именно благодаря компании Volkswagen, а не космосу Калуга стала абсолютно узнаваемой у инвесторов. Такой аргумент выдвинул автор этого предложения.
Предлагалось сделать брендом и фестиваль «Мир гитары», благодаря которому о Калуге узнали музыканты мировой величины.
После того, как были оглашены имена этих и других кандидатов, прозвучало другое предложение – посвятить 2019 год собиранию имеющихся калужских брендов, в том числе – и тех, о которых сами калужане уже успели подзабыть.
Но сначала – заняться самоидентификацией и определиться с ответом на ключевой вопрос: «Для кого будет создаваться бренд и зачем?».
После того, как дебаты закончились, слово взял не принимавший в них участие городской голова Дмитрий Разумовский.
«Я тоже внимательно читал высказывания в соцсетях и тоже считаю, что лучше дороги построить и крыши отремонтировать. Но с другой стороны, мы с крышами и с дорогами никогда в жизни не закончим. А без каких-то стратегических историй тоже нельзя развивать город. Надо делать все, как бы это не казалось неправильным. Иначе что-то потеряем», - сказал он.
По мнению градоначальника, бренд Калуге все-таки нужен. Причем такой как пуля, «выстреливающий емко и быстро». Хотя бы как дополнительный инструмент в конкурентной борьбе с другими городами и регионами «за федеральное внимание и за туристов». Но для того, чтобы выяснить, нужен ли он другим калужанам, необходимо исследование с широким общественным обсуждением, в том числе - в социальных сетях и СМИ, полагает городской голова.
Затем большинство участников отправились искать ответ на другой вопрос: «Что такое культурное наследие и зачем его сохранять?».
Инициаторами этой дискуссии стали краевед, педагог и библиотекарь Марина Ефименкова и активисты фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», а поводом – снос дома архитектора Яковлева в Калуге и нескольких старинных исторических зданий в Боровске.
Перед тем отправиться на эту дискуссионную площадку, градоначальник осмотрел коллекцию глиняных лунных зайцев разной величины, которую принес на «Точку кипения» один из участников дискуссии.