Почему контактные зоопарки — зло? Объясняет зоозащитница Вероника Матюшина
Руководитель Центра реабилитации диких животных «Феникс», калужская зоозащитница Вероника Матюшина рассказала, как помогает волкам зимовать, почему контактные зоопарки - зло и почему важно объяснять детям, что мы в ответе за тех, кого приручили.
– Вероника, 30 ноября праздновался Всемирный день домашних животных. Что значит для Вас этот праздник?
– Это просто дата, которую отмечают в мире. У животных нет праздника, привязанного к календарю. Хозяин пришёл – вот праздник. Хозяин лишний раз поиграл или погладил – вот праздник. Вкусняшку дал – вот праздник.
Я думаю, что сам праздник создавался с тем, чтобы привлечь внимание людей к проблеме содержания домашних животных. Чтобы люди ответственно к ним относились, понимали, что это не предметы, хотя по закону животные и приравниваются к вещам.
Но это не предмет, а живое существо со своим характером и эмоциями, требующее к себе отношения именно как к живому существу. Тем более у них задача – нас любить.
– Каковы у «Феникса» итоги этого года, и что в планах на следующий?
– План у нас, как всегда, один: получить собственную территорию. Но это остаётся планом уже больше двадцати лет.
– Вы не раз говорили, что одна из главных задач Центра – экопросвещение. Много ли у вас бывает в гостях воспитанников детских садов и школьников? Как можно попасть к Вам на экскурсию?
– У нас закрытая территория: объекты повышенной опасности. Поэтому мы не можем сюда приводить ни детей из детских садов, ни школьников. Экскурсии у нас бывают очень редко: для взрослых людей и по предварительной договорённости.
А беседы мы с учениками проводим регулярно. Недавно я была в Резвани, куда меня пригласил директор школы выступить для детей по теме экопросвещения. Также я публикуюсь в СМИ, выступала в ИКЦ. Везде, где есть площадки, чтобы заниматься экопровещением.
– Скажите, сколько животных проживают сейчас в Вашем зоокомплексе? Как они к вам попали?
– У нас тридцать пять животных. Сейчас к нам могут поступить ещё несколько из Москвы, и мы думаем, куда их поместить. А из тех, что живут сейчас, одни пойдут на зимовку, а другие в природу.
Волков мы взяли в Ивановском центре реабилитации, где получилась так, что их мама разнервничалась и начала убивать своих детёнышей. Нас попросили помочь в выхаживании, и мы их выкормили.
Волчицу Степаниду мы взяли много лет назад с притравочной станции.
Животных привозят к нам с закрывающихся контактных зоопарков. Поступают и хищные птицы, конфискованные у нерадивых заводчиков и фотографов, которые не имеют право ходить со своими питомцами по городу, зарабатывая на этом деньги.
Самоеды – это подарок. Но, в основном, у всех наших диких питомцев всегда есть какая-то заплечная печальная история.
Стало известно, что в калужском центре реабилитации диких животных «Феникс» вскоре появится новый жилец – медведица по кличке Машка. Ее привезут с Камчатки.
– А много у нас по стране контактных зоопарков? И когда начали появляться?
– Много. Сейчас трудно сказать с какого года пошёл этот бизнес, я думаю, что ему не более десяти лет. Но он активно начал продвигаться именно под предлогом экопросвещения: мол, дети, придя к ним, могут потрогать животных и они начинают их любить. Но это всё враньё. Это чистый бизнес.
В одной Москве пятьдесят шесть контактных зоопарков, расположенных в торговых центрах. И это в одной Москве! Сколько по стране торговых центров, столько и норовят открыть контактных зоопарков: либо своих, либо пустить арендаторов. Заканчивается всегда это плохо.
Например, в Саратове в контактном зоопарке содержались леопард, лев и медведь. И леопард напал на шестилетнюю девочку.
Вообще, в контактных зоопарках нет никакой смысловой положительной нагрузки, кроме того, что это бизнес для того, кто это организует. А какими красивыми фразами и средствами он будет прикрывать этот свой «бизнес на крови» это дело его совести.
Приходящий в такой зоопарк обыватель, как правило, ни о чём не догадывается. Что-то знает, а может и знать ничего не хочет про правду. То, что животные там быстро гибнут, их выбрасывают, и на их место сажают других, тоже стараются не разглашать. Но это каждый раз так.
Пока нет и, скорее всего, и не будет закона, который бы поставил точку в закрытии контактных зоопарков. Даже такие случаи, когда леопард нападает на ребёнка, не останавливают. Пошумят – на этом всё.
– Всех ли из диких животных, которые проживают в Вашем центре, удаётся приучить?
– Нет. Дикие животные: волки, лисы, еноты (которых очень часто пропагандируют в контактных зоопарках), они не контактные в принципе и никогда не будут полностью ручными. У них свои особенности поведения, и они не любят, чтобы их трогали.
Ну, представьте себе, сидят еноты в нашем «Енотокафе», а посетителей там 150-200 человек в день. И каждый их трогает, мнёт. Еноты начинают кусаться, посетители, в свою очередь, возмущаться…
Всё равно будут их трогать до тех пор, пока еноты не станут половозрелыми, и не произойдёт что-нибудь серьёзное. Такие случаи были неоднократно, только, по-моему, они никого ничего не научили.
– Какие опасности в городе могут подстерегать домашних питомцев?
– Неадекватные люди.
Прямо или косвенно: недосмотр владельцев, выпуск на самовыгул кошек/собак, выброс кошек/собак, когда они надоели (например, с окончанием дачного сезона). У нас тут рядом дачи, и каждый раз у нас увеличиваются стаи бездомных собак.
То же самое с кошками. Выбрасывают и хорьков, и нутрий, и лис, и кого только не выбрасывают… Заведут животное, а потом избавляются всеми способами.
– Бывает, что люди лишают жизни котят и щенков, когда после большого помёта не могут отдать их в добрые руки. Есть ли какая-то альтернатива в таких случаях?
– Стерилизация домашних питомцев.
Не надо разводить то, что Вы потом не сможете никогда пристроить. Никому не нужно пять миллионов котят и десять миллионов щенят. Пристроить породистых бывает крайне трудно. В любом возрасте: хоть щенком, хоть подростком, хоть взрослой собакой. А бездомышей, которыми вагонами и мешками выбрасывают везде, пристроить практически невозможно. Один, может быть, на миллион.
Растущие уличные стаи – это же безответственное отношение человека прямо или косвенно. Не хотят стерилизовать свою кошку/собаку: пусть для здоровья она родит, а мы потом раздадим. Не получается раздать, и начинают избавляться всеми способами, где-то гуманными, а где-то не очень или совсем не гуманными.
Помню, такой случай. Как-то я шла на работу – слышу из помойного бака писк. Заглянула, а там три выброшенных котёнка в коробке. Пришлось лезть туда, причём в белой куртке, чтобы достать их.
Принесла на работу. Раздала…
– Конечно, Вы знаете про то, что 24 ноября в Сосновой роще из травматического пистолета были обстреляны две собаки Екатерины Котеревой. Причём огонь вёл человек, у которого тоже есть домашний питомец. Как бы Вы могли прокомментировать этот случай?
– Неадекватный товарищ. Сам держит собаку, но обороняется от других собак совершенно недопустимыми методами. Знаю, что он охотник, и очень удивляюсь как ему дали охотничий билет и ружьё. Хотя те же самые специалисты, которые выдают их, говорят, что получить сейчас всё это несложно.
– Наступающая зима готовит много опасностей для бездомных животных. Как горожане могут помочь им в это время года?
– Могут. Для птиц это, кончено, кормушки. Недавно мы специально выпускали методички про то, чем каких птиц можно кормить. Развешивали их на улице и репостили в Интернете.
В морозные дни не забивать подвалы, чтобы дать возможность бездомным кошкам и собакам зайти в них и погреться. Подкормить их. Не мешать тем, кто это делает.
Не отстреливать. Не травить. У нас же сейчас везде разбрасывают отраву догхантеры. И очень много собак травятся не бездомных, а именно домашних. Причём, детьми очень любят прикрываться. Как знаменем. У нас чуть что, то сразу прикрываются детьми: «А вот ребёнка укусит!»
Опасность от человека, прежде всего.
– Часто бывает, что люди находят в лесу при прогулках раненых птиц, и не знают, что с ними делать. Какие советы Вы бы могли дать в таких случаях?
– Если Вы подобрали птицу, которая действительно нуждается в помощи, то нужно позвонить в наш Центр реабилитации - +7 (910) 917 47 54, ну или в ветеринарную клинику, где Вам обязательно дадут наш телефон.
Можно позвонить в МЧС, сообщить о проблеме с животным, и также получить мой телефон. А вот подбирать лис, или, скажем, енотовидных собак не рекомендуется, потому что мы должны помнить, что бывает и бешенство, и другая разная зараза.
В таких случаях нужно позвонить и сказать, в каком месте и при каких обстоятельствах было замечено животное, прислать фотографию и прокомментировать то, как оно себя ведёт. И если животное действительно больное, то должны выехать ветеринары.
Кстати сказать, у нас по городу одиннадцать точек, где обитают лисы. Они контролируют численность птиц, голубей и, самое главное, разносчиков заразы: мышей и крыс.
– В Кошелеве вот лисы тоже были недавно замечены. Были приняты какие-то меры по отношению к ним?
– Да, мы туда отослали целый пакет вакцины, и её там раскидают. Это брикеты мяса, в качестве подкормки, с вакциной от бешенства. Животное его надкусывает и, таким образом, прививается. А, как известно, профилактика – дело самое первое.
– В каких местах города лучше всего делать кормушки на зиму?
– Везде, где есть зелёная зона: рощи, зелёные участки микрорайонов, дворы домов, школы, детские сады. Но вешать их нужно подальше от кошек, и кормить строго тем, чем рекомендуют орнитологи, а не тем, что Вы вычитали в Интернете.
Мы недавно посмеялись над статьёй, в которой для птичьего корма предлагается сырок «Дружба». Эта «Дружба» - далеко не дружба, и давайте будем придерживаться той методики, которая рекомендуется.
– С какими опасностями могут столкнуться дикие животные в это время года?
– Во-первых, это бескормица. Из-за неё животные начинают выходить в населённые пункты. Например, лисы и енотовидные собаки часто выходят к помойкам. Могут по деревне пробежаться. Но местные жители, которые разводят своё хозяйство, должны позаботься о целостности своих животин: закрывать их, делая заборы.
Во-вторых, холод. К нам часто приносят обмороженных сов и других птиц. Мы их отогреваем, и если у них нет каких-то сильных повреждений, то через какое-то время снова выпускаем на волю.
– Что бы Вы хотели пожелать калужанам в наступающем году?
– Не покупать и не дарить друг другу свиней. Не подкладывать свинью в буквальном смысле слова, в том числе нам.
Не так давно в Новый год пошла глупая традиция: дарить живой символ года. Ещё хорошо, что у нас нет живых драконов, а то бы и их подарили.
Сейчас, в преддверии праздника, на Avito стоимость мини-пигов (карликовых домашних свиней) выросла с 25.000 до 40.000 рублей. Спрос огромнейший. А вот куда мы всё это будем девать, наигравшись, никто не думает. Кроме того, никто не гарантирует, что потом это будет мини-пиг, а не свинья, весом в сто килограммов со всеми своими прелестями. Так или иначе, их содержать вряд ли кто будет. И они будут выброшены.
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ