Баттл-рэпер Влад Зайков: «Делай то, что любишь, делай то, во что веришь»
Калуга 24 начинает цикл материалов о финалистах Первой городской премии «Человек Года». Наш собеседник – организатор баттловой лиги Калуги «Больше, чем баттл», номинант Премии «Человек года в сфере молодёжных инициатив» Влад «R1Fmabes» Зайков. Поговорив с Владом, мы узнали, в чем преимущества калужских баттлов перед хайповыми Versus, и как калужскому баттл-рэперу снискать популярность на просторе рунета.
- С чего ты начинал? Кто твои кумиры? Почему именно хип-хоп?
- Я учился в 9 классе, и тогда была жесткая мода на рок. Знаешь, 2007й год, эмо-волна. Тогда вообще было странновато интересоваться чем-то, кроме этого. Но ко мне, случайным образом, попала кассета группы «Многоточие» – музыка и подача очень понравились. В то время только появился интернет, он и был моим главным источником информации. Я зашел на форум, посвященный культуре Хип-хоп.ру, – там узнал, что такое баттлы. И решил: почему бы не написать что-то подобное самому?
- То есть, все началось в интернете? А как же знаменитое утверждение, что «рэп родился на улицах»?
- Да весь баттл-рэп в России начался в онлайне. Даже панчлайн такой есть: рэп родился на улице, но, похоже, сдохнет в интернете. Интернет дал мощнейший толчок для развития хип-хопа. Да, на улицах были парни в теме, но объединиться в большое коммьюнити им позволил именно интернет. Там и начали проводиться онлайн-баттлы. Между онлайн и офлайн направлениями есть принципиальная разница. Офлайн – это агрессия двух людей, стоящих лицом к лицу, имеющих реальный бэкграунд претензий к оппоненту. Онлайн – это когда тебе дают определенную тему и дэдлайны по написанию текста: в итоге ты сдаешь свою готовую «песню» и побеждаешь. Никогда не видя оппонента и зная минимум информации о нем. Поэтому многие презрительно отзываются об онлайне как о конкурсе песен.
- Ты участвовал в онлайн-баттлах?
- На протяжении 8 лет. Офлайн пришли относительно недавно – все началось с Versus, которому года 4. Онлайн существуют с 2001 года примерно.
- Почему решил перейти на офлайн?
- Я баттлю до сих пор и онлайн. Офлайн – это популярный формат. И всегда интересно попробовать себя вживую. Интернет – не то. В реале идет обмен энергией.
- Ты ориентировался на кого-то? У тебя есть любимые баттл-рэперы?
- Ну, тут я не буду оригинален – это Oxxxymiron. Он поднялся на том, что объединил рэп как жанр музыки и его баттл-коллегу. В то время многие не принимали его жесткие тексты, считали эталоном «Касту». Окси читал агрессивно, обращал рэп лично против кого-то. Благодаря Мирону и Versus начал развиваться, стал таким, каким мы видим его сейчас.
- Ты разделяешь музыкальное творчество и баттлы? Занимаешься ли сам музыкой?
- Да, занимаюсь. Но баттлы забирают много времени, оно уходит на их подготовку. Соответственно, я меньше занимаюсь записью песен. И начинаю разрываться между двумя берегами. Лично мне интересна больше музыка. Но баттлы - это так же очень круто, поэтому я стараюсь участвовать. Хочу отметить, что у баттловиков редко бывает хорошее творчество, и наоборот – хорошие «песенники» не делают сильных баттлов. Окси – исключение. Однако, на последнем баттле его разнесли. До этого баттла он демонстрировал заоблачный уровень, особенно на фоне своих оппонентов. Гнойный сильнее объективно.
- А с чем связано то, что музыканты не могут делать хорошие баттлы?
- Потому что это разные творческие моменты. В баттле основная цель – доказать, что ты лучше. Тут надо обладать хорошим чувством юмора и уметь находить слабые места человека, вскрывать гнойники. А в творчестве необходимо обладать другими данными для того, чтобы твоя музыка «выстрелила». Надо уметь создать атмосферу. А баттл – это узкий спектр внутри хип-хопа. Сейчас на баттлах сложно снискать популярность. Это получилось у Мирона, ST1M. Но сейчас аудитории вне жанра не интересно слушать рэп с уклоном в агрессию.
- Назови три главных критерия баттл-рэпера.
- Он должен обладать чувством юмора, харизмой и быть убедительным, люди должны ему поверить.
- Что важнее – текст или подача?
- Это вечный конфликт. Есть два типа рэперов: один делает упор на текст и старается написать красивые строчки, наполненные метафорами. Второй тип – старается максимально обыграть музыкальную составляющую, моменты бита, сделать акцент на ударных слогах, ритмике. Если на баттле встретятся сильный текстовик и сильный технарь, то решение будет зависеть от предпочтений судей. Я думаю, что это равные по важности детали хорошего баттла. И потом, есть разные баттлы – акапелла и под бит. Конечно если мы баттлим «акапельно», то важнее текст, и все стараются сделать на него упор. Но если есть бит – то результат 50 на 50. Все делают по-разному.
- Ты участник SLOVO-MOSCOW. Почему именно «Слово», почему не Versus Fresh-Blood?
- Тут все просто. Я подавал на «Версус» заявку и не прошел. А вот на «Слово» меня пропустили в лигу. Отбаттлил там два сезона. А потом в Питере мне предложили попробовать себя под биты. Потом мы прошли отбор на крупнейшую командную площадку – «Рвать на битах».
- Расскажи об этом подробнее. Что больше нравится – биты или акапелла?
- Под биты привычнее. На акапелла – было сначала не понятно, на что делать акцент и как вообще это делать, потому что там другая специфика выступления. Я иногда просто не мог понять, почему какие-то строчки заходят толпе, а какие-то – нет. Но все приходит с опытом. Под биты, кстати, мы выступаем с моим другом Никитой совместно. (Команда «Два типа» - прим ред К 24). Вдвоем выступать удобнее, потому что напарник всегда может тебя подстраховать на тот случай, если тебе не хватает дыхания закончить строчку, или добавить эмоций. Выступления два на два вообще выглядят намного зрелищнее.
- Почему до конца не стал добиваться участия на Versus? Я знаю, что многие подавали заявки несколько раз, и, в конце концов, проходили в сезон.
- Я подавал заявку в этом году на командный сезон, прошел первый этап отбора. Когда Окси и Смоки Мо (менторы команд, которые отбирали участников в сезон – прим.ред.) смотрели заявки в прямом эфире, им понравилась заявка Paragrina, и они его взяли. А моя заявка шла следующей. И они такие: «ну, тут то же самое». Я не понял, почему взяли его, а не меня (смеется).
Но сейчас я даже доволен, потому что мы попали на «Рвать на битах». Я считаю, что это лучшая площадка в стране – самое большое количество просмотров и лучшая организация. Наш первый баттл набрал порядка 700тыс. просмотров – для нас это очень хороший результат.
- Уже год как действует твоя площадка «Больше, Чем Баттл». Назови 5 преимуществ «Больше, чем Баттл» перед «Versus».
- Ничего себе вопросик (смеется). Ну, на Versus нельзя попасть так просто – это закрытое мероприятие. А у нас можно прийти просто заплатив деньги за билет. Собственно, на этом все. Шучу.
На Versus приходят тысячи заявок, и вероятность попасть в Топ-16 мизерная. А если ты из Калуги и хочешь принять участие в баттле, попробовать свои силы в этом жанре – просто присылаешь мне заявку, и твои шансы пройти весьма велики. Все, у кого есть талант и горят глаза, – вэлкам.
- Есть какой-то строгий отбор в вашу лигу?
- Есть, но он минимальный. Я просматриваю заявки и отбираю лучшие. Это 8-16 человек, которые нужны мне для организации мероприятия. На прошлый сезон пришло около 20 заявок, из них мы отобрали 8 человек.
- Почему пришла в голову идея открыть площадку именно в Калуге?
- Потому что я люблю баттлы и вокруг меня ребята, которые тоже любят это дело. У нас клуб для своих, и мы занимаемся тем, что мы любим.
- Самое большое количество людей, пришедших на ваши ивенты?
- На первой встрече было 75 человек. Всегда по-разному.
- Оцени уровень и потенциал калужских эмси.
- Мы с Никитой, как я уже сказал, участвуем на «Рвать на битах». Pitty прошел отбор в 140 BPM. Наши эмси отправляются на крупнейшие площадки, выступать под биты. Svyat-у предлагали выступать на Versus, но он по каким-то причинам отказался. В целом я доволен, парням есть куда расти. Сейчас в Москве стартует сезон SlOVO BACK TO BEAT. И наши парни будут подавать заявки, и сто процентов пройдут. Пора уже заявить о себе.
- Станет ли кто-то из наших эмси супер-популярным?
- В рэпе много людей, потому что в него достаточно легко попасть: тебе всего лишь нужен микрофон, звуковая карта, «усилок» и компьютер – все, ты можешь читать рэп. А в эпоху интернета вообще не имеет значения, где ты находишься территориально. Так что я верю в наших ребят.
Анастасия Сурусова