На театральной сцене прозвучала история о войне, мире и любви — «Саня, Ваня, с ними Римас»
25 января Калужский областной драматический театр позвал своего зрителя на очередную премьеру. Режиссер Александр Баранников реализовал неожиданную постановку пьесы Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Это - тот самый драматург, известный благодаря популярной истории «Любовь и голуби». Неожиданность спектакля отчасти заключается в том, что он не относится к категории развлекательных.
Романтическая история любви, оказавшаяся на самом деле драматическим испытанием для всех – персонажей, актеров и… зрителей – перенесла нас в далекую уральскую деревню, жители которой переживают военные годы.
Спектакль можно считать произведением на военную тему, но самой войны мы не видим – она грохочет где-то далеко, перекраивает жизни героев, проверяет их на прочность, подвергая испытаниям их характеры, судьбы, взгляды на жизнь.
Название пьесы напоминает детскую считалочку, произнеся которую, кого-то из «играющих» можно не досчитаться...
Подобные ситуации, как мы видим, порой имеют место не только в играх. Наряду с войной, забирающей у героев спектакля жизни родных и близких или просто земляков, страна изнутри стремится найти «врагов», надеется справиться со сложностями исторического периода путем истребления своих же граждан. На основании доноса можно отправиться не на фронт, а в лагерь, став «врагом» советской власти. Повод может быть таким же пустяковым, как в детской игре, когда с помощью все той же абстрактной считалочки человеческая жизнь в одночасье обрывается.
Но люди остаются людьми. Они любят друг друга, рожают детей, дышат полной грудью, поют песни… Песням в постановке отводится особая роль. Протяжные и многоголосые, порой напоминающие рыдания, а порой – грозные окрики людей, идущих в бой или отпугивающих дикого зверя, эти напевы служат своеобразной декорацией, расцвечивающей аскетичную сценографию художника Евгения Никонорова.
В премьерном варианте постановки были заняты актеры Ирина Якубенко, Светлана Никифорова, Мария Артемьева, Елена Короткова, Никита Левин, Дмитрий Казанцев, Дмитрий Денисов. Каждая из работ оказалась, на удивление, выразительной и многогранной.
«Саня, Ваня, с ними Римас» – это торжество актерских талантов.
Не подумайте, что признание этого факта низводит роль режиссера до незаметного уровня. В своей работе Александр Баранников позволил раскрыться каждому из актеров. На спектакле можно и посмеяться, и поплакать, и найти в судьбе героев какие-то свои сокровенные параллели, о которых и говорить-то, в общем, не принято…
Спектакль можно отнести к фестивальным. Хорошо бы показать его где-нибудь на представительном театральном форуме, он точно имел бы успех. Сколько постановка она проживет в репертуаре театра, зависит от зрителя. От того, насколько нам нужны движения души в сторону настоящих подлинных чувств, которые и делают зрителя человеком, а человека – зрителем.