Вместо иконы — «Чёрный квадрат». Что этим хотел сказать Малевич?
23 февраля исполняется 140 лет со дня рождения российского и советского художника-авангардиста Казимира Малевича. В связи с этим в музее изобразительных искусств прошло мероприятие «Казимир Малевич. «Чёрный квадрат» и не только».
После просмотра фильмов из коллекции Русского музея «Я ухожу в пространство» и «Казимир Малевич. Преображение», методист информационного центра музея Елена Сандакова сделала краткий лекционный обзор жизни и творчества художника, вставшего на путь неизведанного абстрактного искусства и открывшего миру супрематизм.
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – слово, введённое в искусство, самим Малевичем. На начальном этапе этот термин означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
В беспредметных полотнах краска, по мысли Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, – супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.
В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли своё воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.
В чём секрет притягательности самой знаменитой картины Малевича «Чёрный квадрат»? Никто до сих пор сказать не может. Сам художник не понимал этого.
Интересно, что с«Чёрный квадрат», по сути дела, квадратом не является: его стороны не равны друг другу и не параллельны. Кроме того, когда мы смотрим на эту картину, то обычно видим только чёрный квадрат. А ведь есть ещё и белый: само полотно.
Квадрат, согласно живописной азбуке Малевича, это «нуль форм», земное начало. Художник как-то сказал, что «Чёрный квадрат» – это икона. Не в том смысле, в котором мы понимаем это слово, а как икона стиля авангарда.
Последней футуристической выставкой картин была знаменитая «0,10». Ноль в этом названии означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме, а десять – изначальное количество художников, планирующих в ней участвовать. В последствие их стало четырнадцать, но название выставки менять не стали.
Тогда «Чёрный квадрат», указанный в каталоге как «Чёрный четырёхугольник», повесили в красном углу: в месте, где у восточных славян всегда висели иконы.
Среди других произведений Малевича следует выделить «Автопортрет» (1910), «Авиатор» (1914), «Англичанин в Москве» (1914), «Женский портрет» (1919), «На сенокосе» (1929), «Женщина с граблями» (1931), а также «Чёрный крест» (1923), «Чёрный круг» (1923), «Красный квадрат» (1915) и «Белое на белом», или «Белый квадрат», как его также называют.
Про «Белый квадрат» существует легенда, что художник, нарисовав его, потерял квадрат из вида, после чего решил очертить границы квадрата и более оттенить фон. В таком виде картина и дошла до зрителя.
- Многие люди, впервые увидевшие картины Малевича, часто говорят: «И я бы так смог», не понимая, что Малевич был замечательный рисовальщик, – отмечает лектор. А примитивизм художника нужно рассматривать как следствие.
Каждый видит и интерпретирует картины Малевича по-разному. Но ведь в этом и была главная задача художника: показать зрителю его собственное видение картины.
Мало кто знает, но существует и фарфор Малевича, так как он и его последователи активно распространяли идеи супрематизма на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде.
Задумывалась эта посуда для ежедневного использования простыми людьми, но в итоге стала вожделенным предметом коллекционеров. Средняя цена одного чайника из такого сервиза сейчас около 80.000 рублей.
Несмотря на то, что в советские годы в нашей стране Малевич не был понят современниками, сейчас он – одна из ключевых фигур русского авангарда, и мы бережно храним его наследие.
Кирилл ГИЗЕТДИНОВ