Хореограф Мария Пугачёва: «Наша цель — понравиться и удивить»
Редакция Калуги 24 встретилась с Марией Пугачёвой – хореографом, финалистом премии «Человек года», создателем и идейным вдохновителем школы танцев «Без берегов» и поговорили о балансе между искусством и бизнесом.
Как появилась идея создания
школы танцев «Без берегов»
- Как говорил один философ: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Я всю сознательную жизнь посвятила танцу. На определённом этапе слово «хореография» пропало из моей жизни. Было очень сложно и больно понимать - ты вне того, что любишь и умеешь. Пришлось с энтузиазмом осваивать новую профессию. Зарабатывались какие-то деньги, но удовлетворения не было. Этот побег от себя не мог длиться вечно. Я не тот человек, который будет обманывать себя. В один момент приняла решение: «нужно начинать собственное дело – я открываю собственную школу»
Каково это - пуститься в одиночное бизнес-плавание?
- Сначала был восторг: «Как круто, что я это придумала», потом осознание: «Как же я запущу такой проект». Меня поддержали родные, которые очень серьёзно подошли к моей идее. Именно, как к бизнес-идее. Если бы оценили моё начинание как детскую блажь или «сделаем всё для тебя, потому что любим» - ничего бы не получилось. Мы начали работать как одна команда. Никогда раньше мы не были так близки и сплочены.
Что самое сложное на
этапе запуска проекта?
- Отнюдь не поиск стартового капитала. В Калуге большое количество танцевальных коллективов, у каждого из них своя аудитория. Самая сложная задача – это набор учеников. Одно дело, когда набор идёт в коллектив, который уже знают в городе, и совсем другое - «собрать с нуля». Чтобы достичь точки безубыточности, мне нужно было набрать 100 человек. Поверьте, очень непростая задача. Но вместо 100 человек набралось 150.
Вторая задача - поиск помещения. Оно должно быть приспособлено для танцевальных занятий , комфортно как для детей, так и родителей. Цены на аренду – «кусаются», но найти приемлемый вариант – можно.
Третья задача – изменить своё мышление. Если раньше, ты мыслила как художник-постановщик, то сейчас искусство должно приносить доход. Можно мечтать, нарабатывать опыт, но расчёт никто не отменял. Ты ставишь номера, занимаешься с юными талантами, но ты должна платить зарплату преподавателям, платить за аренду.
Как научиться мыслить
как предприниматель?
- Я только в начале пути. Конечно, больше общаться с людьми, у которых есть опыт в сфере раскрутки бизнеса. Их советы очень ценны. Недостаток в бизнес-образовании восполняется за счёт чтения литературы. Но на книги не всегда хватает времени – приходиться уплотнять свой график.
Поговорим о модных
феминитивах. Вы считаете правильнее говорить «танцорка», «балетмейстерша», изменить окончание в слове
«хореограф», когда речь идёт именно о постановщице номера?
- То есть я должна пройти тест на принадлежность к движению интернет-феминисток? (улыбается – ред. К 24). На самом деле надо думать о том, насколько талантливый продукт ты создаёшь. Если сделано хорошо, с душой - твой зритель оценит именно это, а не окончания в словах.
В чём особенности
вашей школы танцев? Используете особые «секретные» методы подготовки?
- Ничего секретного нет. Особенность в том, что нам доверяют дети. Ребёнка трудно обмануть. Это взрослый будет «играть», притворятся, чтобы угодить собеседнику, а ребёнок просто откажется от общения с тобой, потому что ты – неискренен, фальшив.
Музыкальность, эмоциональность, работа в команде – три критерия, по которым мы отбираем будущих учеников на пробном занятии. Если вышеупомянутые критерии выполнены хотя бы на 50%, мы берем ребёнка в наш коллектив.
А что вы предлагаете
тем, кто не обладает незаурядными природными талантами?
- У нас существуют факультативные и индивидуальные занятия, на которых ребята наедине с преподавателями узнают больше о собственных возможностях, а после приступают к занятиям в группах.
Вопрос, который
интересует родителей будущих звёзд сцены: какой возраст можно считать идеальным
для начала занятий танцами?
- Хоть я и считаю, что 4 года – это более осознанный и подходящий возраст, в этом году я открыла набор с 2-х лет и даже не ожидала, что будет столько желающих! Дети ещё не умеют разговаривать, но у них уже есть живой интерес.
Не могли не спросить.
Название “Без Берегов” - буддистское?
- Нет. Скорее внутреннее, ассоциативное. Вам я отвечу первым… Моя школа должна была называться совершено иначе. И на тот момент, когда я изменила свое решение, макет логотипа был готов. Я направлялась его утверждать и в один момент в тексте песни, звучащей в моих наушниках пролетает это сочетание слов “Без Берегов”.
Потом 17 вариантов логотипа мной были отклонены. Теперь диснеевский шрифт и два забавных малыша украшают все визитки, футболки, фотографии, наши афиши и залы.
На логотипе - девочка и мальчик. Девочка танцует, а
мальчик стоит на голове. Так сложно работать с танцорами мужского пола ?
- Конечно, нет. Интереснее смотрится образ, где обозначена игра на противоположностях. А если искать дополнительные смыслы, мужские партии в танцах строятся на силовой нагрузке. Без акробатических навыков исполнителю намного тяжелее реализовать себя и замысел хореографа.
Раньше считалось, что
танцы – не совсем мужское занятие. Вот музыка, вот спорт – это приветствуется…
- Отживающий стереотип. Не более того. Танцы – это не только красота и грация, но и благородство. Не зря в канон «дворянского поведения» входило знание основ бального этикета. Кроме того, разве не привлекателен образ, когда папа танцует с дочерью на выпускном вечере или свадьбе? Такими мужчинами можно только гордиться.
- Берегов нет, но
куда вы плывёте?
Большой сольный концерт летом – программа в двух отделениях «Думай иначе». Название обращено к зрителю: чтобы воспринимать наше искусство лучше отказаться от умилительно-поощрительных ноток «это же дети». Если вышел на сцену – ты артист, не важно сколько тебе лет.
«Думай иначе» - это и обо мне тоже, некий промежуточный итог: чтобы запустить проект нужно уйти от ложных самокопаний, «токсичных идей».
-… и ваша цель?
Понравиться и приятно удивить публику. Достичь того результата, который можно занести в книгу личных уникальных свершений
Анна ГВИЛАВА