Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 11 сентября 2019

Калужский изобретатель наблюдает за солнцем и спектром звезд из своего гаража

День святого Валентина, Инстаграмщина, Истории, Калуга 24, Калуга 650, Калужские истории, Скверы Калуги, Специальный репортаж, Фотографии

Чем занимается калужский астроклуб
«Урания»? Что можно узнать о звездах с помощью спектрографа? Как построить
блокарт и катамаран своими руками? Об этом и не только мы поговорили с астрономом
и изобретателем Олегом Губаревым.


Телескоп
из стекла


– Расскажите о себе: где родились,
учились, работали? Как в вашей жизни появилась астрономия?

– Родился я в Днепропетровске в 1938 году. Окончил в Калуге пятую школу, а затем Московский институт стали и сплавов. Работал на Калужском радиоламповом заводе. Тогда там организовывался техникум электронно-вакуумных приборов, где одно время я преподавал, а потом окончил его экстерном.

После «лампочки» был ВНИИМЭТ, далее КЗАЭ, ну а потом и пенсия.

Телескопией я заинтересовался еще в десятом классе.

Мой первый телескоп был собран из
очкового стекла. Штатив мне достался теодолитный, с одной поломанной ножкой.
Затем мы его починили.
Штатив я установил на крыше своего дома
и оттуда попытался посмотреть на близко подходящий к нашей планете Сатурн. И
чуть с крыши не свалился, когда увидел горошину со шляпой!

Когда я работал на КЗАЭ, на небе появилась комета Хейла-Боппа. В это время мы случайно познакомились с астрономом-любителем Александром Кошелевым. Комета была очень яркой, и ее можно было видеть невооруженным глазом. Срочно пришлось сделать простенький астрограф (телескоп, специализированный только под астросъемку), и мы сфотографировали эту комету. А потом одна фирма, в которой я работал разработчиком, подарила мне телескоп, которым я пользуюсь до сих пор.

– Как вы стали членом калужского
астроклуба «Урания»?

– Вместе с калужскими астрономами-любителями мы договорились с Музеем А. Л. Чижевского, что они будут предоставлять нам раз в месяц на несколько часов помещение для сбора клуба.

После нескольких заседаний узнали, что в интернате на Малинниках появился очень хороший телескоп, которым они не умеют пользоваться. И они обратились за помощью к нам.

Как оказалось, этот телескоп не имел штатива, и, следовательно, его некуда поставить. Друзья помогли мне сделать основание для этого телескопа. Мы сделали специальный штатив, с учетом того, что за телескопом будут работать дети.

Сам телескоп весил 60 килограммов, да еще прибавить вес штатива – сами понимаете, что это такое. Поэтому сделали штатив на колесиках.

– Когда к вам пришла идея изучать
спектрографию звезд?

– На протяжении многих лет мои попытки изготовить спектрограф не достигали успеха. Но недавно в Интернете появилась новая мода: самодельные спектроскопы, причем все на примитивном уровне – бумага, картон и клей.

Оказывается, спектр можно получить не только при помощи призмы, но и используя дифракционную решетку. Это прозрачная пленка или пластинка с серией линий с постоянным шагом. Я достал китайскую дифракционную решетку: 300 линий на миллиметр. Она может замещать собой призму и также дает возможность получить спектр звезд.

И недавно мы получили спектр одной из самых ярких звезд – Веги. Были очень довольны.

– А что можно узнать с помощью
спектрографи?

– Вега – это плазменный шар, где идут термоядерные процессы. А вокруг – атмосфера. Холодная часть атмосферы, которая находится подальше от ядра, уже начинает не излучать, а поглощать. И эти четыре линии, которые мы увидели, – то, что поглотила атмосфера Веги.

У каждого атома, если его нагреть, начинаются переходы с одного уровня электронных оболочек на другой. При перескоке с верхнего уровня на нижний происходит излучение, а с нижнего на верхний – поглощение. И так как атом излучает очень большое количество линий, разобраться очень сложно.


Белеет
мой парус… на фоне Калужского бора


– А как в вашей жизни появилось увлечение
катамараном?

– Парус – это вещь романтическая, которая увлекает всех. А парусный спорт – самый дорогой спорт. В Советском Союзе он был в некотором загоне, так как рассчитан на богатых людей.

Поплавки первого катамарана мы изготовили из фанеры. Каждый поплавок весил килограммов 20-25. Рама алюминиевая и парус. Причем парус мы использовали от виндсерфинга. Мы его ставили и на доску, и на буер, и на катамаран.

Прошло время, и нам стало тяжело носить эти поплавки. В этом году мы заменили их на пенопластовые. И теперь каждый поплавок весит около 10 килограммов.

– А блокартом?

– Начались другие проблемы. Мой приятель не переносил жару. Надо как-то выходить из положения. А тут появилось иностранное слово «блокарт». Этот тот же буер, только на колесах.

Если катамаран мы возили на прицепе, что неудобно, то блокарт я гружу на свою маленькую машину и могу выйти и прокатиться на нем в любое время. Самое удобное место для катания на блокарте в нашем городе – это вертолетная площадка у Яченского водохранилища. Но там не успеешь разогнаться, уже нужно тормозить.

– Какие советы вы могли бы дать людям,
которые собираются построить катамаран или блокарт своими руками?

– Во-первых, нужно большое желание. Затраты же не такие большие. Например, чтобы построить блокарт, можно купить три колеса от бытовых тележек (около 500 рублей за штуку), стальные водопроводные трубы, из которых при наличии сварки и болгарки сварить раму.

И если есть рама и колеса, то получается платформа. Сиденье я сделал из поломанного компьютерного кресла. Дальше нужна мачта. Это дюралевая труба – 3,5-4 метра длиной и 32-36 мм в диаметре. Она будет стоить рублей 700. Потом парус. Мы его сделали из баннерного материала для рекламы. Это такая белая армированная пленка. Причем этот материал можно попросить прямо во время смены рекламных плакатов.

Всем желающим соорудить блокарт я с удовольствием дам любую техническую консультацию.

– Что бы вы хотели пожелать калужанам?

– Почаще смотрите на небо. И даже простейшие оптические приборы, тот же самодельный телескоп за три копейки из картона и очкового стекла, на начальном этапе доставят вам огромное удовольствие при созерцании ночного неба. Вы увидите кратеры на Луне и поймете, что Сатурн – не просто точка, а горошина в шляпе.


Кирилл ГИЗЕТДИНОВ
Фото И. Рулева, К. Гизетдинова и из личного архива Олега Губарева