Как понять классику, стать востребованным музыкантом и прокачать талант? Рассказывает дирижер
Что важнее для
музыканта: врожденные способности, или трудолюбие? Почему Калужский молодежный
симфонический оркестр носит имя Святослава Рихтера? Каждый ли музыкант может
стать композитором? Об этом и не только мы поговорили с кларнетистом и
дирижером Сергеем Орловым.
– Сергей
Юрьевич, расскажите о себе. Почему выбрали для себя именно профессию дирижера?
– В Калуге
началась моя творческая деятельность. Поступив в 1984 году в Калужское
музыкальное училище по классу кларнета,
я навсегда связал свою жизнь с музыкой. Учился я у легендарного человека Петра
Корнеевича Сидорова – одного из основателей нашего училища. Это великий педагог и дирижер, которого знают далеко за пределами
Калужской области и нашей страны. Он
воспитывал кларнетистов, флейтистов, гобоистов, фаготистов, а также хоровых
дирижеров.
После
музыкального колледжа я поступил в РАМ им. Гнесиных, где учился в классе заслуженного деятеля искусств, профессора Авангарда
Алексеевича Федотова. Затем остался
работать в нашем музыкальном колледже, где вел специальность и дирижирование.
Работал в камерном оркестре и в духовом оркестре филармонии, занимался
камерной музыкой. В данный момент
руковожу Калужским молодежным
симфоническим оркестром имени Святослава Рихтера.
Дирижер в оркестре – это наставник и преподаватель.
Недаром в былые времена оркестр называли школой. Музыкант в оркестре учится и
совершенствуется на протяжении всей своей жизни так же, как и дирижер.
– Сколько
человек играют в Калужском молодежном симфоническом оркестре?
– Около
семидесяти. Преимущественно это наши
музыканты из Калуги и Калужской области.
Есть музыканты из других регионов, которых мы обеспечиваем служебным жильем. И
это является большим стимулом для работы
в нашем городе.
– Почему
оркестр носит имя Рихтера, ведь он играл в Калуге только один раз?
– Имя Рихтера
является безусловным авторитетом для всей мировой музыкальной общественности. Тем более что в Тарусе проходит ежегодный
музыкально-художественный фестиваль фонда Святослава Рихтера. Наш оркестр тесно сотрудничает и развивает свои
связи с этим фестивалем.
– На каких
площадках вам приходилось выступать вне нашего города?
– Оркестр
выступал на различных концертных площадках
нашей столицы – это и посольства, Большой
зал консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома союзов, концертная площадка Crocus City Hall и другие.
Не так
давно оркестром исполнялся «Реквием»
Моцарта в большом зале РАМ имени Гнесиных вместе со смешанным хором
академии. В рамках фестиваля
«Оперно-симфонические ассамблеи» с большим успехом выступали в Смоленской
областной филармонии.
Много ездим мы
и по Калужской области, ставя перед собой задачу научить людей не только
слушать, но и понимать симфоническую музыку.
– Как вы
поддерживаете талантливую
молодёжь?
– У нас есть
проект под названием «Молодежная симфония», который мы разработали пять лет
назад. В нем участвуют ученики
музыкальных школ, школ искусств
Калуги и Калужской области, а также
студенты КОМК им. С. И. Танеева.
Программа
конкурса несложная – состоит из одного произведения. Это сделано для того,
чтобы ребенок мог полностью на нем сосредоточиться и раскрыть весь идейный и художественный
замысел, заложенный автором.
После каждого
конкурса мы отбираем множество лауреатов. И в дальнейшем стараемся отслеживать их путь развития. А лучшим из них
предлагаем сыграть соло с Калужским молодежным симфоническим оркестром. Это
большая ответственность, так как предполагает высокий уровень профессиональной
подготовки.
– Дирижёр
– это наставник... Расскажите о своей педагогической деятельности. Где
учатся ваши ученики? Чем занимаются в
данный момент?
– Педагогом я работаю более 30 лет. Начинал преподавать в
музыкальной школе, с 1990 года работаю в Калужском музыкальном училище.
Основной своей задачей считаю максимальное раскрытие творческого потенциала
любого ученика, независимо от его
музыкальных способностей и таланта, ведь самое главное – это воспитание
цельного и порядочного человека. В основном все
мои ученики продолжают свое образование в высших учебных заведениях
страны. В настоящее время они учатся в РАМ им. Гнесиных, в Московской консерватории им. П. И. Чайковского,
в Пражской консерватории и других. Большое количество учеников являются
лауреатами международных и всероссийских конкурсов, стипендиатами различных
фондов, в том числе МБФ Владимира Спивакова. Уверен, что это заслуга всего коллектива
Калужского музыкального колледжа им С. И. Танеева.
– Вы являетесь
лауреатом премии губернатора Калужской области. В связи с чем вы ее получили?
– Премия
присуждалась за вклад в развитие
музыкальной культуры Калужской
области. Под моим руководством Губернский духовой оркестр стал лауреатом международного конкурса в городе Истре Московской области. Многим
калужанам запомнилась патриотическая программа
«Песни далекой Родины», в которой прозвучали популярные
произведения советской эпохи.
– Что важнее
для музыканта – врожденные способности или
трудолюбие?
– Как и в
любом другом деле, главное – это трудолюбие. Без него любые способности умрут.
Я знаю множество примеров, когда люди с достаточно средними способностями, обладая
феноменальным трудолюбием, достигали больших высот.
– Каждый ли
музыкант может стать композитором? Пишет ли музыку кто-то из участников вашего
оркестра?
– Сочинять
музыку хоть когда-то пробовал любой музыкант. Это потребность души. Но для того
чтобы стать композитором, недостаточно быть
просто музыкантом. Мне кажется, что это призвание.
– О чем вы
мечтаете и о чем жалеете?
– Я ни о чем
не жалею. А мечтаю, чтобы калужский зритель
открыл для себя космическое пространство симфонической музыки и смог
всецело погрузиться в нее, чтобы симфонический оркестр был
славой и гордостью нашей области.
– Что вы могли
пожелать начинающим музыкантам?
– Самое главное – никогда не терять основных
человеческих качеств: порядочности,
благодарности, безграничной любви к своему делу. Любить музыку с полной
самоотдачей. Никогда не будет настоящего музыканта из человека, посвящающего
музыке только незначительную часть своего времени. Музыка – это очень объемный
и своеобразный язык, который нужно
постигать непрерывно.
Кирилл
ГИЗЕТДИНОВ
Фото И. Рулева