Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
09:00, 23 декабря 2019

«Мамочка, не отворяй, это, наверное, немцы!» — калужане вспоминают об освобождении Калуги

Старая Калуга

Через неделю, 30 декабря 2019 года, исполнится 78 лет со дня освобождения нашего города от немецких захватчиков.

Территориально тогда город был намного меньше, чем сейчас. Уже после войны были присоединены некоторые близлежащие поселки, освобождение которых длилось до середины января 1942 года....

Наступательная операция началась 17 декабря, а 21 декабря наши войска вплотную подошли к городу.

В ночь на 21 декабря 1941 года саперные подразделения 473-го стрелкового полка построили через реку Оку ледовые переправы и проделали проходы в немецких заграждениях, через которые ночью прошли группы разведчиков и саперов по десять человек в каждой, вооруженных автоматами, противотанковыми гранатами, бутылками с горючей смесью и дымовыми шашками.

К часу ночи они уже были в городе и с помощью местных жителей установили расположение вражеских орудий, пулеметов и командных пунктов.

21 декабря в 5.00 раскатистое «Ура!» громыхнуло у самых немецких траншей. Это спешившиеся конники 31-й кавалерийской дивизии, преодолев Оку по льду, ворвались на юго-восточную окраину Калуги в районе электромеханического завода. Через деревню Некрасово и затем по льду через Оку наступал в направлении восточной части улицы Свердлова (ныне – Знаменской) автоматно-пулеметный батальон мотострелкового полка 112-й танковой дивизии.

Танки не смогли войти в город, так как их не выдерживал лед. Они остановились у д. Некрасово. Со стороны д. Секиотово через д. Ромоданово и Ромодановские Дворики в направлении парка культуры и отдыха и площади Ленина (ныне – Старый Торг) вел наступление 473-й полк полковника Краснопивцева из 154-й дивизии.

« Не встречая серьезного сопротивления, наши воины заняли район центральной электростанции, электромеханического и лесопильного заводов, «Мехштамп» (ныне – филиал фабрики «Аккорд») на улице Беляева, здание военного госпиталя (ныне – жилой дом № 91 на улице Салтыкова-Щедрина). Некоторые подразделения достигли даже центральных улиц города. Удар был настолько неожиданным и стремительным, что гитлеровцы отступили в северную часть города. Опомнившись, они бросили против наших бойцов все силы, обрушили на них ураганный артиллерийский, минометный огонь, бомбовые удары и оттеснили наших воинов на улицы Салтыкова-Щедрина, Свердлова, Красноармейскую (ныне – Кутузова), южную часть Луначарского, а затем снова захватили Ромоданово и Ромодановские Дворики» , - поясняет калужский краевед Юрий Юрьев.

Оказавшись в окружении в Калуге, будучи отрезанными от основных сил подвижной группы, бойцы (танкисты, пехотинцы, кавалеристы) составили одну группу под общим командованием полковника М.П. Краснопивцева. Ее штаб и медпункт расположились в бывшем здании конторы лесозавода. А в полуразрушенных корпусах бывшего завода «Мехштамп» разместились бойцы подразделений, первыми ворвавшихся в город. Здесь же находился и командный пункт автоматно-пулеметного батальона (комбат – капитан Балбачян). Кроме того, в тот же день бойцы заняли четыре каменных дома по ул. Свердлова (ныне – Знаменской), превратив их в опорные пункты своей обороны.


Цитируем воспоминания юных на момент освобождения Калуги горожан:

Люба Зубкова:

«20 декабря началась канонада над городом. В восемь утра - уличные бои. Утром 27 декабря немцы выгнали нас из домов, подожгли два соседских дома. Вечером, 29 декабря весь город вспыхнул. Немцы жгли улицу Салтыкова-Щедрина, Знаменскую и начало Луначарского. 30 декабря город был освобожден Красной Армией».


Людмила Барскова:

«Утром 30-го, кто-то сильно постучал в дверь. Я крикнула: «Мамочка, не отворяй, это, наверное, немцы!». Стук был сильнее: «Откройте, а то дверь буду ломать». Услышав русскую речь, мама открыла дверь. На пороге были наши».


Лидия Румянцева:

«Мы видели, как горит женский монастырь и слышали, как кричали евреи» (на территории Казанского монастыря фашисты создали еврейское гетто, которое подожгли при отступлении - прим. автора).


Римма Котляр:

«Моего папу ранили и он лежал уже пятый день в постели. Мы не выходили из дома, даже после освобождения. Боялись. А когда вышли, то увидели, что многие побежали грабить место, где жили немцы. Я никуда не ходила, в тот день умер папа».


В решающий день битвы за Калугу, когда температура воздуха была ниже 30-ти градусов, шли ожесточенные бои.

Улица Луначарского переходила из рук в руки 11 раз, Кирова – 4 раза, а площадь Старый торг – 16 раз!

Немецкая армия потеряла более пяти тысяч человек в боях за Калугу. Ущерб, причиненный фашистами городу, составил 274 332 415 рублей.


Сергей СЫЧЕВ
Юрий ЮРЬЕВ