Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 2 апреля 2020

Зачем и как на месте пустыря сделать модный сквер? Ответы в интервью с главархом Алексеем Комовым

Афиша, Инстаграмщина, Истории, Новости, Перепись населения, Скверы Калуги, Снегопад, Тлен, Фотографии

"Умным городом" и такими же остановками калужан уже не удивить. А как насчет познавательных скверов, рассказчиков историй об Истории? Именно такое общественное пространство к 75-летию Победы появится на Правобережье. Это сквер имени Михаила Краснопивцева.

О том, какие смыслы он будет нести и каким будет его предназначение мы поговорили с заместителем городского головы, главным архитектором Алексеем Комовым.


Хорошей скульптурой можно улучшить среду, а плохой – всё испортить

– Чем определяется роль архитектора и скульптора в городе?

– От архитектора зависит всё: от масштаба постамента до окружения будущего памятника. Хорошей скульптурой можно улучшить среду, а плохой – всё испортить. В этом смысле качественный памятник Краснопивцеву поставлен очень удачно. Его автор – выпускник Строгановского училища, прекрасный московский скульптор Денис Стритович.

– Сквер имени Михаила Краснопивцева – единственный объект, который появится в нашем городе к 75-летию Победы?

– К 75-летию Победы у нас готовятся несколько проектов для города разных масштабов. Среди них и сквер Краснопивцева, и небольшой сквер комбата Авдеева около на Кубяка, аллея Героев в сквере Жукова. Также в течение года мы планировали вместе с ТОС сделать мемориальный знак в Калашниковом хуторе, посвященный экипажу героям-летчикам бомбардировщика Пе-2. Есть много разных задумок на весь юбилейный год.

– В чем будет заключаться "изюминка" сквера?

– Общественные пространства должны воспитывать и просвещать человека, а не быть исключительно зоной релакса для пятой точки. Только тогда они будут самобытными и востребованными людьми.

– Какие задачи ставились проектировщикам будущего сквера?

– При установке скульптуры Краснопивцева ставилось несколько задач. Во-первых, важно было градостроительно зафиксировать стратегический перекресток Правого берега, визуально его обозначить с помощью монумента. Сама скульптура не очень большая, но при этом центричная. Вторая задача – организация локальной территории вокруг памятника. Правый берег получил еще одну событийную площадку. Здесь можно проводить мероприятия, не только имеющие непосредственную связь с Великой Отечественной войной, но и с жизнью района, города.

Памятники – это еще и место встреч. Это маркер территории, и самое важное – маркер смыслов. Таким образом, наш сквер на месте бывшего пустыря обретёт исторический смысл.

Краеугольная задача организации сквера Краснопивцева – запрограммировать его на дальнейшее самостоятельное развитие. Так новый сквер станет доминантой правобережного перекрестка, наполнится новыми смыслами, в том числе исходящими от самих жителей.


"Благоустройство – это гибкая реакция на жизнь социума"

– Что такое благоустройство с вашей точки зрения?

– Как сказал Григорий Ревзин, «благоустройство – это гибкая реакция на жизнь социума». В общественном пространстве должно быть заложено множество скрытых механизмов, которые должны раскрываться во времени. Нельзя допридумать жизнь человека на бумаге для галочки или ради какой-то анкеты. Мы создаём с нуля платформу, а люди уже будут на ней дополнять свои сценарии в будущем. Моя первостепенная задача – эту основу проработать. Для архитектора важно осознавать, что он закладывает то, что будет служить всем людям.

Ведь благоустройство – это не что-то застывшее раз и навсегда. Это постоянный, гибкий процесс, чутко реагирующий на требования времени, технологий и человека.

Глядя на исторические фото, мы видим, что МАФы одного и того же городского пространства столетней давности отличаются от МАФов двадцатилетней давности. Просто у людей в разные времена и эпохи совершенно разная жизнь, разное бытование в одном и том же месте. И если мы делаем опять же с нуля, мы должны учитывать наперёд преемственность, предусмотреть «подсказки», как в фильме «Назад в будущее».

– А какие МАФы появятся в сквере?

Территория сквера будет зонирована такими крупными объектами, как беседка «Звезда» и павильон с качелями. Между ними – плоскостные композиции и пространства, насыщенные зелеными насаждениями, которые в дальнейшем, когда сквер заживет полной жизнью, будут наполнены активностями, которые проявят в среде сами горожане.

Вносится некий посыл, который будет развивать дальнейшую драматургию пространства. Здесь может быть много сезонных активностей, как, например, в историческом Городском саду в свое время.

– Расскажите о беседке поподробнее.

– Она придумана на основе разработанного мною конструктива.
Беседка как трансформер служит и арт-объектом, и навесом от солнца и дождя, и местом для отдыха. В ней можно проводить в том числе и мастер-классы.

Еще одна функция этого места – просветительская, потому что по двум сторонам беседки, между стойками, предусмотрены стенды, которые должны рассказывать доступным языком про калужскую освободительную операцию. Это очень важный момент, потому что, с одной стороны, получается, что сквер находится в жилом массиве, с другой – он связан с военной победоносной темой.
Мы хотим совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком рассказывать о подвигах русских людей, о том, что эти люди среди нас, что это и есть мы.


Деревянная многоножка

– А качели будут такие же, как у горуправы?

– Павильон с качелями, который появится в новом сквере, будет отличаться от своего собрата, стоящего возле Городской Управы. В частности, в нем появятся стенды уличной галереи со сменяемой экспозицией, что даст новому скверу возможность стать органичной частью культурной жизни города.

В основе этой «деревянной многоножки» лежит очень важный архитектурный архетип, от которого пошла вся классическая архитектура, – периптер: основной тип древнегреческого храма, такой как Парфенон.

Первые храмы античности были деревянными. Впоследствии этот деревянный конструктив перешел в камень. То есть здесь заложен исходный архитектурный модуль, с которого развилась вся классическая традиция.

Второе – это дощатые переплетения, которые превращаются в пространственный орнамент. Это своего рода пространственная перевить народной калужской традиции.

Когда архитекторы XVIII века проектировали Городской сад (ныне Центральный парк культуры и отдыха. – Прим. К. Г.), они не знали, какой в 1907 году будет, например, Летний театр и многое другое. Но они заложили некий генетический код, который сам по себе воспроизвел это пространство и его элементы. Здесь задача такая же.

– Как сделать сквер Краснопивцева популярным, чтобы он пользовался любовью у калужан?

– Наша цель – сделать территорию нового уютного сквера на месте пустыря не просто мемориальным пространством, а новым культурным центром под открытым небом. Вскоре сквер заживет своей жизнью. Горожане будут проводить мероприятия со школьниками и учащимися детских садов, добрые семейные праздники, увлекательные творческие фестивали и даже регулярные вернисажи!


Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ