Yandex.Metrika
Подпишись ВКонтакте
09:00, 11 февраля 2021

Ну, как съездил на Полярный Урал? Морошка как визитная карточка, заброшенные улочки и летучие гады

Look 24, Городская среда, Инстаграмщина, Истории, Специальный репортаж, Фотографии, Яркие люди города

Продолжаем "дикие путешествия" по стране вместе с калужскими "бизонами". Кто это такие и куда их занесло на этот раз - смотрите в видео и читайте в этой статье.

Промерзшие, безжизненные, лишенной всякой растительности холмы… Скорее всего такие ассоциации вызывает у человека несведущего словосочетание «Полярный Урал». Как-то мы с «Бизонами» отправились в очередной поход по этим местам, и теперь я с полной уверенностью могу сказать, что Полярный Урал не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Читать в тему и путешествуем, сидя на диване:

Российские Альпы, отчаянные каякеры и сумасшедшая красота

Секреты зимнего путешествия и лайфхаки, которые помогут не свернуть шею

3 роковые ошибки, из-за которых Северобайкальский хребет не покорился туристам из Калуги

Тру стори о поездке калужан на Байкал, где нашлось место проявлению воли и даже разочарованию

Сноубординг в Хибинах как отличный и недорогой вариант для горнолыжного отдыха

Экстремальный опыт калужских туристов, который вас вдохновит оторваться от дивана

Куда едем?

Стартовой точкой стал поселок Полярный (Ямало-Ненецкий АО). Добраться до него прямым рейсом Москва-Лабытнанги не получится. Поезд не делает остановку в этом месте, поэтому нам пришлось выйти на станции Полярный Урал. Через пару часов здесь должен пройти технический поезд, который доставит нас до нужной станции. Время до технического поезда мы решили потратить на купание в небольшом озерце Перевальное. Оно находится неподалеку от станции. Искупавшись, мы дождались поезда, и, проехав еще две станции, оказались, наконец, в поселке Полярный (ж/д станция «110 км»).

Раньше это был поселок геологов (здесь до сих пор можно найти склад с образцами), а также являлся базой ракетных войск. Сейчас он практически заброшен.

В 2011 году группа энтузиастов обустроила в Полярном подъемник для лыжников, есть он там и сейчас. Но за его функциональность я не ручаюсь. Цивилизацию в поселке представляют всего несколько человек, которые занимаются вездеходной заброской туристов в отдаленные места. Кульминационной точкой в нашем походе будет озеро Эстото. Туда мы пошли пешком.

Дорога до Эстото

В основном пролегает вдоль реки Большая Пайпудына. Это довольно крупная, по местным меркам, река. Её русло находится у самого поселка Полярный, так что заблудиться вам не грозит. И кстати, говоря «дорога», я не слукавил. Почти до самого озера действительно идет уверенная грунтовка, по которой и ездят вездеходы местных. Когда мы вышли из поселка по этой дороге, нам предстояло преодолеть в брод реку Малая Пайпудына, впадающую в свою старшую сестру. И двигаться на северо-восток, любуясь местными красотами и ветхими остатками цивилизации.

Места эти оказались не такими уж необитаемыми. По пути вам могут встретиться чумы местных жителей, которые занимаются выпасом северных оленей.

Если повезет, у них можно выменять оленины. Деньги их не интересуют (тратить их всё равно не на что), а вот спирт — это уже более ходовая валюта.

Правда он действует на местных жителей молниеносно, поэтому на предварительную дегустацию в их компании лучше не соглашаться.

Дорога вдоль реки заняла у нас неполных два дня. Найти живописные места для ночлега на реке не составляет труда. А наличие растительности вдоль берега позволяет без проблем запастись дровами.

Вторую ночевку мы провели в том месте, где дорога упирается в реку, после чего пролегает уже по другому берегу. Через пару километров она снова возвращается на наш берег и в результате приходит к Эстото.

Река в этом месте широкая, пытаться пересечь ее вброд не стоит.

На третий день мы продолжили свой путь просто двигаясь вдоль берега. Это не доставило особых неудобств. Буквально через пару километров, между озерами Подкова и Большое, мы снова наткнулись на дорогу и по ней преодолели небольшой перевал, после чего спустились наконец к озеру.

Озеро Эстото

Главный плюс Эстото — это, конечно, рыбалка. Здесь в достатке водится хариус. Именно этот факт и заставил нас провести здесь довольно много времени.

Вообще, оказавшись в долине озера, я понял, насколько этот край изобилует природными богатствами и жизнью в целом.

Помимо обилия рыбы здесь нередко встречаются зайцы, куропатки и прочая дичь. Также водятся и менее приятные для туристов представители фауны, такие, как медведи и росомахи, но они уже не так многочисленны. Однажды прямо перед нами взмыл в небо огромный беркут, перепугав нас до полусмерти.

К счастью, мы ему были не интересны. А еще в окрестностях озера растет морошка — визитная карточка севера. Главное подгадать время, когда она созревает. Так что утверждение, что эти края безжизненные на поверку оказывается несправедливым. А вот с растительностью здесь дела обстоят уже хуже. Местами здесь растет кустарник, с которого можно надрать хвороста, но без газа здесь лучше не оказываться.

С водой проблем нет, её в принципе можно брать прямо из озера. Но лучше все-таки вставать лагерем рядом с одним из притоков. Вода в них чище, да и рыба лучше ловится у мест впадения ручьев.

Но вот чего точно в изобилии на полярном Урале, так это летучих гадов. От них просто нет спасу. Комары, оводы и, самое главное, мошка будут вашими неустанными навязчивыми спутниками.

Так что, если соберетесь посетить этот край, запаситесь хорошими репеллентами, а лучше возьмите с собой специальные шляпы с сеткой.

«Поехали на Полярный Урал», говорили они… «Будет холодно», говорили они…©Я

В действительности жаркое лето в этих краях не редкость. Вот и в нашем случае на протяжении нескольких дней стояла адская жара. 30 градусов в тени, не меньше. А тени нет! И не надо забывать, что летом на севере белые ночи. То есть солнце лишь на пару часов в сутки пряталось за гору, после чего снова начинало свой испепеляющий круг по небу.

В палатке спать жарко, а снаружи тебя поджидают ненасытные крылатые кровопийцы. Единственным спасением было периодическое купание в озере.

Тем летом стояла такая жара, что по возвращении в цивилизацию, мы узнали из новостей, что в том районе, где мы были, из вечной мерзлоты оттаяла сибирская язва, жертвами которой стали несколько местных оленеводов. Вот тебе и полярный круг!

Обратный путь

Собрав лагерь, мы двинулись вдоль берега озера, огибая его с южной стороны. В этой части озеро омывает гору, так что идти приходится по камням, образующим кромку воды. Это заняло какое-то время, однако вскоре мы вышли в долину реки Бадьяшор и уткнулись в болото, преградившее нам путь обильными зарослями местных кряжистых кустарников. Пробираясь через них, мы потратили кучу времени. И когда, наконец, нашли какое-то подобие дороги, решили остановиться на очередную ночевку.

На следующий день нам предстояло преодолеть перевал и выйти к истоку реки Малая Пайпудына. Река эта берет свое начала прямо из образовавшегося на вершине перевала озера.

Это место нам показалось живописным, и несмотря на прохладный ветер и отсутствие дров, мы решили заночевать прямо на озере.

Спуск вдоль Малой Пайпудыны занял еще два дня, после чего мы снова вышли к слиянию Большой и Малой Пайпудыны, тем самым замкнув круг. В поселке нам предстояло сесть на тот самый технический поезд, который благополучно доставил нас до конечной станции этого ж/д направления — города Лабытнанги.

У нас оставалось еще два дня до обратного поезда, так что мы решили снять квартиру, чтобы привести себя в порядок.

Лабытнанги находится на левом берегу Оби и является крупным транспортным узлом. Заняться здесь особо нечем, но на противоположном берегу реки расположен город Салехард.

Сообщение через реку представлено развитой паромной переправой. Этот город уже заслуживает большего интереса. В городе есть крупный выставочный комплекс имени Шемановского, посвященный местной культуре и истории. Также в Салехарде есть аэропорт и музей авиации под открытым небом. Не говоря уже о разнообразии кафе и ресторанчиков на любой вкус. И вообще город более современный и «живой», чем Лабытнанги.

А еще Салехард — единственный город в мире, расположенный непосредственно на полярном круге.

В общем, если вам нужна не только походная романтика, но и культурно-развлекательная программа, то посещение Салехарда обязательно.

Подводя итог...

Могу сказать, что Полярный Урал однозначно заслуживает внимания туристов всех мастей. Выбравшись за полярный круг, обнаруживаешь, что жизнь здесь представлена не только белыми мишками. Природа этих мест разнообразна и по-своему красива. Погода также поражает своими контрастами. Собираясь в поход по Заполярью, я не думал, что буду изнывать от невыносимой жары, а через пару дней мерзнуть от пронизывающего холода перевала. Необъяснимый шарм поселений-призраков и неповторимая суровость севера всегда находили поклонников. Так что Урал будет и дальше пользоваться спросом у туристов.