Вперед в будущее: на Фестивале уличного кино в Калуге обсудили, что ждет кинотеатры и как изменится российское кино
Прошедшие выходные запомнились всем калужским любителям кинематографа: в амфитеатре ИКЦ прошел ежегодный Фестиваль уличного кино под открытым небом. Три дня знакомства с лучшими короткометражными фильмами этого года, режиссерами и организаторами фестиваля — для истинных фанатов киноискусства и короткого метра.
Перед стартом показа конкурсной программы зрители смогли пообщаться с организаторами фестиваля: операционным директором Фестиваля уличного кино Дарьей Петровой, режиссёром фильма-участника фестиваля «Эксперт» Галиной Масленниковой и руководителем по маркетингу МТС в Калуге Ольгой Плотниковой.
Спикеры обсудили тенденции в развитии современного кинематографа и онлайн-кинотеатров, а также будущее и настоящее российского кино.
Ольга Плотникова поделилась со слушателями мнением о будущем кинотеатров и рассказала, почему онлайн-формат стал популярным именно сейчас:
«Наверное, все же не стоит говорить, что оффлайн-кинотеатры исчезнут сейчас или в ближайшем будущем. Конечно, уже наметилась тенденция к тому, что потребитель все больше ценит личный комфорт и предпочитает смотреть то, что хочет, где хочет и на том гаджете, который ему нравится. Но просмотр фильма в кинотеатре обладает бесспорными преимуществами, которые важны по-прежнему для зрителя: здесь можно ощутить полное погружение в динамику фильма, видеоряд, спецэффекты и музыкальное наполнение картины. Тем не менее, сложно отрицать, что текущая ситуация с ограничениями и самоизоляцией стала катализатором роста популярности ОТТ-технологий в целом и онлайн-кинотеатров в частности.
Сейчас OTT-платформы (когда контент доставляется напрямую потребителю через интернет) активно развиваются. Так, на конец 2020 года выручка от легальных ОТТ-платформ выросла на 66%. Количество потребителей такого контента — 63 миллиона. Это одна из причин, по которой МТС запустил свой онлайн-кинотеатр KION»
Дарья Петрова, одна из организаторов фестиваля, сказала, что офлайн-кинотеатры имеют большой минус: прокат фильмов стоит дорого, поэтому показывать картину долго не получится — из-за этого приходится проводить тщательный отбор и выбирать только эксклюзив.
Речь зашла и о судьбе короткометражного кино. Своим мнением поделилась режиссер-участница фестиваля Галина Масленникова:
«Я уверена, что короткий метр будет востребован, потому что наша жизнь ускоряется. Особенно короткометражки востребованы у молодежи, которая хочет получать контент здесь и сейчас. Поэтому короткие киноистории могут рассчитывать на отклик именно у молодой аудитории. Я считаю, что как жанр он будет наращивать свои объемы и востребован будет еще долго»
Кроме того, несмотря на небольшую продолжительность, работы в стиле короткого метра продолжают выполнять свою социальную миссию. Так, в конкурсной программе короткометражек этого года в основном представлен комедийный жанр. Но и он затрагивает самые важные и насущные темы современности, оборачивая их в шутку и острую сатиру. За 15-20 минут режиссерам удается погрузить зрителя в картину, сблизить его с героями и заставить задуматься над главной идеей картины.
Так, Галина Масленникова прокомментировала свой фильм «Эксперт», который позже был представлен на оценку зрителям. Это остросоциальная работа о том, как могут влиять социальные сети на жизнь человека.
«Эксперт» — это фильм о человеке, который любит сидеть в социальных сетях, оставлять реакции и комментарии. Как часто бывает, такие люди не похожи на тех, к чьему бы совету мы прислушивались. Я создала ситуацию, в которой показала этого человека с другой стороны, позволила воплотить все его советы из соцсетей в жизнь. На этом построена комедийность ситуации»
Эксперты отметили также, что сегодня главный тренд развития киноиндустрии — краткость. Все больше времени тратится на рабочие и бытовые дела, все меньше — на досуг и искусство. Кинематограф быстро подстраивается под современные реалии, предлагая зрителям на выбор новые форматы просмотра.
Например, Ольга Плотникова рассказала о фильмах в формате киносторис, представленных в этом году на онлайн-платформе KION, и их преимуществах для зрителей:
«Если человек едет в метро, добирается до работы, стоит в очереди и хочет посмотреть в это время кино — у него есть буквально 10-15 минут. Здесь приходит на помощь формат киносторис. Это кино в виде небольших историй до 15-16 минут, которые и технически, и сюжетно вписываются в это время. Получается фильм, разбитый на небольшие истории-серии, что очень удобно. При этом зритель по-прежнему может выбирать — в удобное время посмотреть полнометражный фильм, сериал полностью или увидеть его небольшими эпизодами»
Несмотря на развитие онлайн-платформ, участники встречи в итоге пришли к единому мнению, что оффлайн-кино никуда не исчезнет. Сложно говорить и об однозначной победе онлайн в обозримом будущем, эксперты пока отметили лишь наметившуюся тенденцию в потребления контента. Все согласились и с тем, что стандартные кинотеатры останутся как место официального и максимально-развлекательного просмотра, а также свиданий и приятного времяпровождения.
В любом случае период пандемии предоставил онлайн-кинотеатрам новые возможности, пути развития. А выбор формата просмотра по-прежнему остается за зрителем. И очень здорово, что этот выбор есть — в залах, в 3D-очках, дома у телевизора, прямо со смартфона или на отрытых показах Фестиваля уличного кино.