Артамонов попытался добиться через Госсовет снижения кредитных ставок для развития экономики
Предложение о том, чтобы умерить аппетиты банков, взимающих большие проценты с кредитов, выданных на развитие несырьевых сфер экономики, калужский губернатор сделал на заседании Госсовета в Москве. Президент предложил финансовому ведомству подумать над тем, как повлиять хотя бы на банки с мощным государственным участием.
Смысл предложения Артамонова, выступившего на заседании Госовета 23 декабря, состоял в том, что если не снизить ставки по кредитам, то регионы просто утонут в долгах.
Мотивацией для модернизации существующих производств, заявил Артамонов, «является создание условий, при которых им стало бы выгодно реинвестировать свою прибыль на цели модернизации, а не направлять ее на проедание, на выплату бонусов и дивидендов». Но без внешних заимствований модернизацию не провести, что показывает и мировая практика, добавил глава калужского региона.
«Однако бизнес-расчеты показывают, что для того, чтобы вернуть кредиты банкам на нынешних условиях, надо иметь рентабельность не менее 30 процентов. В обрабатывающих отраслях, например, это в принципе невозможно. И плюс к этому сверхтяжелые условия оформления кредитов именно как раз для предприятий обрабатывающих отраслей экономики».
Это заявление губернатора вызвало напряженный диалог между Владимиром Путиным и министром финансов Антоном Силуановым, который сослался на то, что вмешиваться в формирование кредитных предложений коммерческими банками государство не может. Речь может идти лишь о субсидировании процентных ставок. На это Путин заметил, что регионам, вкладывающимся в развитие инфраструктуры для становления экономики, все труднее расплачиваться по долгам, и никакая бюджетная обеспеченность не выправит положение.
«Он-то почему об этом говорит? У него много новых производств, много предприятий, он работал над развитием инфраструктуры и закредитовался очень серьезно, насколько я вижу по документам, так?» - сказал президент.
Артамонов в целом подтвердил, что ситуация сложная, хотя сейчас сумма госдолга региона снижена до 50 %, но в иные моменты она составляла 80 % от доходной части бюджета.
На это Путин, обратившись к Силуанову, заметил, что хотя бы на банки с государственным участием, на которые ориентируется частный сектор, необходимо влиять.
«Ведь когда наши банки, - заявил президент, - предоставляют регионам Российской Федерации кредиты под такую же процентную ставку, как просто рядовым участникам экономической деятельности, наверное, это не очень справедливо. И мы об этом много раз говорили, движения только мало в этом направлении. Прошу Вас к этому вернуться».
А вот предложение Артамонова об использовании опыта США по поддержке со стороны государства обрабатывающих производств малого и среднего бизнеса не прошло.
«Нет смысла, и это не будет полезно, потому что у нас другая экономика и другая валюта. Если мы просто "качнем" денег бездумно и непонятно куда, то это может закончиться только переводом из рублей в доллары либо в евро и выводом из нашей экономики. Это не так просто, как кажется на первый взгляд», - сказал Путин, и Артамонов с ним согласился.
Не совсем было принято и предложение о финансовой государственной поддержке регионов, вырвавшихся вперед по экономическим показателям в назидание тем субъектам, где экономику не очень эффективно развивают. По мнению президента ослаблять финансирование бедных регионов нельзя, потому что многие из них станут еще беднее. У Калуги в этом смысле есть некоторые конкурентные преимущества по сравнению с отдаленными территориями. Хотя министру финансов все же было предложено подумать над тем, чтобы сильные регионы не оказывались заложниками собственных успехов и не протрачивали все свои денежные ресурсы на обеспечение роста экономики.