Участники Галерейной ночи погрузились во внутренний Космос
Космос, кино, небеса, краски и мечты человека о Земле, стали главными персонажами Галерейной ночь в Доме музыки с 17 на 18 мая.
Напомним, что она проходила уже в третий раз в Доме музыки в рамках международной акции "Ночь музеев".
Галерейная ночь уступала тому, что организовали в Государственном музее истории космонавтики. Но организаторы постарались насытить ее тем смыслом, который соответствует задачам акции - привлечение публики к музеям, их просветительским возможностям. А в случае с галереей Дома музыки речь идет еще и о проникновении в тайны красоты, рождающейся подлинным искусством.
Предваривший открытие узлового события ночи - выставки «Солярис. Возвращение» - спектакль Театра креативного танца ТЕКТ создал соответствующую атмосферу. Танцоры пластически осваивали небольшую площадку перед Домом музыки, используя краски, которыми они себя буквально обливали. Объяснили они это так - все мы художники, как увидим мир вокруг себя, таким его и нарисуем в своем воображении. А воображение – штука сильная: в нем живут. Поэтому надо присмотреться повнимательнее к тому, что творишь, ибо твое творчество – источник твоей же судьбы.
«Летишь, куда хочешь, тут все просто. Но попадаешь именно туда, куда решил полететь – либо к вершинам, либо в преисподнюю», - поясняет художник.
Или, может быть, и по-другому, добавляет художник: черные, они все стремятся вверх к чистоте, но не всем удается вырваться.
Кстати, эта же мысль возникала, или должна была неизбежно возникнуть - авторы постарались все для этого сделать при проникновении в галерею. Центром внимания стала круговая композиция Петра Алекперова с бумажными самолетиками. Самолетики были сверху белоснежными, снизу черными.
Алекперов, художник-керамист, как и в прошлую такую ночь, устроил мастер-класс по лепке для всех желающих, взрослых и детей, которые с удовольствием лепили все, что им заблагорассудится.
Метод прост – показать несколько приемов, а потом дать развернуться творческой инициативе, пробудить стремление к поиску. Это событие, как и благотворительная ярмарка в пользу тяжелобольных людей, проходило в холле Дома музыки на втором этаже.
Чтобы доказать, что все талантливы, мастер для вящей убедительности выложил на столах то, что вылепили участники прошлогоднего мастер-класса.
«Я им показал технику гончаров эпохи неолита, когда еще не было гончарных кругов, и горшки и плошки делали из длинных глиняных колбасок, скручивая их в объемные спирали», - рассказал Алекперов корреспонденту K24.
В самой же галерее в окружении живописных полотен и фотографий о нашем представлении Земли и Космоса посетителям явились два подлинных эскиза уникального и неповторимого художника Михаила Ромадина к фильму Андрея Тарковского «Солярис». Здесь состоялось торжественное открытие выставки «Солярис. Возвращение».
Калуга неразрывно связана с космосом благодаря Циолковскому. А «Солярис» Тарковского – продолжение идей великого калужанина: прорыв к новым пространствам физическим и нравственным. Примерно так можно охарактеризовать замысел и выставки, и, пожалуй, всей Галерейной ночи.
Не сведущим напомнили, что «Солярис» Тарковский снял в 1972 году по одноименному роману Станислава Лема. Посещающий станцию на орбите мыслящей планеты-океана Солярис, главный герой обнаруживает, что не только человек пытается проникнуть в сознание этого мыслящего океана, но и океан изучает человека. Взаимное изучение приводит к парадоксальным результатам и выводам, не вмещающимся в пространство бытового сознания и заставляющих неизбежно обращаться к проблемкам совести и вечному вопросу – кто я в этом мире?
Фильм, благодаря гению Тарковского и не менее гениальному видению мира Михаилом Ромадиным, стал вехой в мировом кинематографе, заложил целое направление.
По словам Кати Шейн-Ромадиной, вдовы художника, приехавшей в Калугу на Галерейную ночь, два эскиза – изображающие коридор станции с образом святого Себастьяна и зеркальной комнаты – дают представление о том, как рождалось мировое космическое кино. О космосе, и о людях в космосе и с космосом внутри, собственным космосом.
«Работы Ромадина есть в Государственном музее истории космонавтики, напомнила Анна Сенатова, заведующая галереей Дома музыки. – Мы рады, что и здесь, в нашей галерее тоже представляются его произведения, и мы присоединились к нашему большому и любимому музею».
Шейн-Ромадина вспомнила о том, что художник любил Калугу и часто в ней бывал. Так что тема Галерейной ночи в Доме музыки – вполне органична. Ведь и «Солярис» Тарковского как бы напоминает о полюсах космической эпохи – патриархальная дача в лесной глуши и где-то рядом бурлящая и рвущаяся наружу мысль о космосе. И Калуга – тихий, утопающий в зелени и спокойствии город, в котором живет рвущийся во Вселенную ученый-самоучка, своими идеями взрывающий человеческий разум, заставивший его двигаться вверх и вверх. Но земная сермяжная правда – будь человеком прежде всего – тоже не отпускает. А в отрыве от Земли легко потерять ориентир.
Прошедшей ночью посетители могли видеть это единство-противоречие, разглядывая картины и фотографии, собранные таким образом, чтобы создавалось ощущение, что ты везде одновременно – в своих мечтах, на тихих провинциальных улочках, в космосе, рядом с любимым человеком – летишь ввысь или рискуешь скатиться в преисподнюю. В общем – сложная жизнь нормального человека, если он сознательно не уходит от поиска себя.
Обрамлением к этим двум эскизам стали картины калужских художников, пытающихся раскрыть все тот же смысл бытия. Живописцы и фотографы создали атмосферу микрокосмоса человека в окружающем его большом Космосе.
Работы представили художники Стелла Алиева, Татьяна Астахова, Юлия Агеносова, Владимир Груздов, Петр Алекперов, Юлия Просецкая, фотографы Андрей Горлачев и Антон Демидов.
«Посмотрите на эти картины. Представьте, что вы отрываетесь от Земли, а когда вернетесь, всего этого уже не будет, потому что пройдут века. Какие воспоминания вы возьмете с собой? Какие образы запечатлеете в своей памяти? Вот об этом и выставка. Художники попытались запечатлеть сокровенное», - сказал Сенатова, открывая выставку.
Кстати, Горлачев показал свой цикл «Материализация подсознания». Ужасов снов разума здесь не было, зато внятная попытка осознать собственное стремление к красоте – очевидна, судя по фотографиям.
И уж если началось с мечты, то мечтой все должно и завершиться, решили авторы Галерейной ночи в Доме музыки. Музыкально-поэтический перформанс калужского поэта Натальи Головатюк и группы «Мультики» и «Зеленая улица» вернул зрителей к запахам полей и ветра, милым и близким каждому образам родного дома, любимых людей.
А напоследок зрители натыкаются на высказывание Рея Бредбери -
«Возьми меня за руку и проведи через эту ночь, чтобы я не чувствовал, что я один» -
и могут подумать на досуге о том, что хотел сказать им еще один великий мечтатель.
Или поразмыслить над этим:
Владимир ПЕТРОВ