Известный композитор привез в Калугу «Концерт в темноте»
В субботний вечер в лофте «Циолковский» прошло необычное мероприятие. Известный композитор Андрей Карасёв привез к нам свой новый проект – «Концерт в темноте».
Андрей - автор музыки к фильмам "Овсянки" (фильм был представлен на 67-м Международном Венецианском Кинофестивале, где получил пять наград), "Неадекватные люди" (фильм был представлен на фестивале "Окно в Европу", где получил гран-при кинофестиваля), лауреат премии «Ника» за лучшую музыку к фильму «Овсянки».
«Концерт в темноте» - не просто красивая музыка. Это, можно сказать, психологический прием. Наибольшее количество информации человек получает с помощью зрения, и лишь малую часть - с помощью слуха.
"А как будет чувствовать себя человек, если отключить основной канал обработки информации?" – таким вопросом и задался автор проекта.
- Концерт в темноте я сам для себя не определил. Просто… это перемещает в другое пространство. В этот момент каждый человек видит то, что ему близко. Музыка трансформирует пространство и люди становятся друзьями. И в этом проекте исполнитель не имеет значения, на моем месте мог бы быть любой. Важно то, что вибрирует, а не кто эту вибрацию создает. Честно, я даже не знаю в какую сторону все это двигать.
Но одно знаю точно: это не мой вечер, это вечер нас..
– поделился композитор.
Перед началом музыкант носил какую-то странную чашу, которую давал подержать абсолютно каждому зрителю, а сам в этот момент водил по ней чем-то похожим на толкушку.
На вопрос: «Зачем?», он ответил: «Я так знакомлюсь». А вот что это за чаша, Андрей сказать не смог. За него это сделал один из зрителей. Мужчина объяснил: это тибетская чаша. В зависимости от её диаметра меняется и вибрация, которую она издает.
Концерт длился всего 20 минут. В это время в зале было абсолютно темно, лишь тонкая полоска света из под шторы освещала силуэты некоторых людей. В этот момент лично меня охватило какое-то невыносимое спокойствие. Именно невыносимое. Безумно странное ощущение.
Закончив играть, Андрей сделал двухминутную паузу. Музыка закончилась, а темнота осталась. Исполнитель продолжал сидеть на месте, зрители, соответственно, тоже. Все просто молчали. Резко Андрей встал и сказал:
«Предлагаю пить чай!».
После этого началось обсуждение. Слушатели рассказывали о своих ощущениях и задавали вопросы.
- Мне понравилось. Очень уютно. Но, может, сделать так, что бы хотя бы ваш силуэт был виден? Видно, что это вы играете. – поделилась одна девушка.
- Да-да, у меня тоже на секунду возникли сомнения: а может это запись? Но вообще ощущения потрясающие, – поддержал её парень.
- А я наконец поняла, почему боюсь темноты. В темноте мы голые, беззащитные. В ней мы боимся обратиться к внутренним вещам. Поэтому я её и боюсь. Но после этого я поняла – надо бывать в ней чаще.
- Мне подумалось, что формат такого концерта говорит: мы можем себе позволить остановится, ничего не делать, не двигаться, никого и ничего не поддерживать. Просто позволить себе замереть.
Но больше всего всех волновало: зачем нужна была пауза? Те самые две минуты.
Андрей ответил просто:
- В тот момент тишина была громче звука. Вы ощутили то, что должны были ощутить.
«Концерт в темноте» - не единственное, чем занимается Андрей. К музыке у него особое отношение.
- Я перевожу изображения в звуки. Вообще, между геометрией изображения и музыкальной геометрией много общего. Однажды я начал слушать космос, в прямом смысле этого слова. Я брал снимки телескопа и вставлял их специальную программу. Наш слух более чувствителен, чем зрение. Мало кто видит, как мерцает лампочка. Но это можно услышать. Я собрал прибор из солнечных батареек, и подключил его к усилителю. С помощью этого можно все это услышать.
Музыкант и слушатели еще долго беседовали. Оказалось, что калужане - первые послушали концерт в темноте именно в виде концерта. До этого Андрей в таком формате играл только "для своих". Так что в Калуге у него получилась премьера.
Дарья ПРУНЦЕВА