Калужанам рассказали о медиаискусстве
В антикафе Небо куратор фестиваля аудиовизуальных экспериментов Plums Festival, медиахудожник Анна Титовец (Intektra) рассказала, как попасть в мир медиаарта, и каким будет искусство будущего. Анна Титовец занимается исследованием поля пересечения технологий и искусства. Делает она это как в качестве автора аудиовизуальных инсталляций, так и в качестве куратора различных событий в этом поле.
Медиаискусство — это вид искусства, произведения которого создаются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет.
Существует несколько жанров подобного искусства, которые различаются используемыми технологиями и формами представления произведений.
- видеоарт (в том числе виджеинг)
- саундарт
- медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура)
- медиаперформанс
- медиаландшафт (или медиасреда)
- сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, иногда также веб-арт)
Многие считают, что медиаискусство возможно только в нашем, современном мире. Ведь именно сейчас мы имеем доступ ко множеству новейших технологий. Но, как оказалось, все это направление зародилось более полувека назад.
- Можно сказать, что первыми работать в медиаискусстве стали люди из компании «Philips». В 1957 году они взяли павильон, в который «запустили» композиторов и музыкантов. Совместными усилиями они создали своеобразную «медиапещеру», для которой разработали аудиовизуальный сценарий. В павильоне с помощью видео и аудио обыгрывались и описывались человеческие страхи.
Следующим крупный проектом можно считать детище Джордана Белсона и Генри Якоба. Это авангардные художники и музыканты. Они создали свой проект на базе планетария, и назвали его «Вечера завихрений». В ход шло все: стробоскопы, телескопы, слайды от проектора.
Поскольку медиаискусство значительно отличается от «классического» искусства, оно получило в свою сторону море критики. В моменты становления и развития новые «творцы» столкнулись с непониманием. Это, в числе прочего, послужило поводом к созданию современных фестивалей медиаискусства.
- Естественно, классическое искусство не одобряло новые веяния. Поэтому те же самые музеи не хотели демонстрировать на своих площадках технологичное искусство. Поэтому пришлось создавать свои собственные фестивали. Самыми крупнейшими можно считать фестивали «Node» и «CodedMatters». Эти площадки полностью посвящены искусству новых медиа и включают в себя видео, саунд, и различные перформансы.
Тем, кто хочет двигаться в перспективном и интересном направлении медиаискусства, Анна дала небольшой совет:
- Занимаясь медиаартом, любой художник должен быть хотя бы чуть-чуть программистом. Нужно иметь представления о коде, дизайне. Это неотъемлемая часть медиаискусства.