Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
14:10, 23 декабря 2014

Достоевские страдания «аквариумной рыбки»

День Победы, Инстаграмщина, Истории, Калуга 650, Новости, Памятники, Площадь Победы, Фотографии

Название у этой трагикомедии странное, и уже этим привлекает внимание. Кто-нибудь знает, что такое «Гупешка»? Узнаете, если посетите Калужский областной драматический театр, на малой сцене которого представили спектакль, поставленный по пьесе современного российского драматурга, сценариста и кинорежиссера Василия Сигарева.

Режиссер-постановщик «Гупешки» Виктория Печерникова и сценограф Софья Злобина являются старшекурсницами московских театральных вузов. А вот артисты в спектакле играют наши, калужские – Ирина Якубенко, Игорь Постнов и Сергей Вихрев. Их всего трое, как и действующих лиц в пьесе.

Несмотря на интригующее название, начинается спектакль вполне обычно. На фоне скудной обстановки обычной российской квартиры мы видим мужчину и женщину, сидящих за столом, вернее – низким сервировочным столиком, в «прошлой жизни» служившим подставкой под телевизор. В руках у мужчины бутылка с вином. Обычный "средний человек" - средних лет и среднего достатка. Ничего примечательного.

А вот женщина куда «интереснее». Этакое «чучело» из известного фильма, но только дожившее почти до сорока лет.

Высокая, тощая, одетая в мужскую рубаху, какие-то жуткие «треники», да еще вдобавок в лыжной шапке на голове. Сразу видно – дама с изюминкой, а точнее – с прибабахом…

Говорит торопливо, чуть ли не захлебываясь, постоянно нервничает и смущается. Не понимает элементарных вещей - Паша (так зовут мужчину) просит штопор, открыть бутылку – приносит отвертку, так как не знает, как штопор выглядит. Комедийный персонаж как есть, типичная неумеха не от мира сего, которой полагается все ронять, ломать и вообще вести себя нелепо, вызывая смех зрителей. Подобных второстепенных действующих лиц нередко вводят в пьесы и фильмы - именно для смеха и для того, чтобы оттенить основного персонажа.

Но здесь эта женщина и есть главная героиня спектакля, а мы постепенно узнаем, что сделало ее такой.

Сделала смерть маленькой дочери, умершей, судя по всему, от энцефалита. Сделал муж-тиран, обращающийся с ней как с собачонкой – при том, что женщина любит его, что называется, не помня себя. А тот зовет ее «Гупешка», от слова… «гуппи». Вид аквариумной рыбки. Маленькая, неприхотливая. «Может выжить хоть где, даже в канализации. Прямо как я», - объясняет «Гупешка» Паше, почему ее наградили такой презрительной кличкой. Наградили в собственном доме.

А Паша, зашедший в гости, поначалу даже не знает, куда деваться от удивления и смущения. Такая эта «Гупешка» вся нелепая, странная… Сбежать что ли? Но постепенно, из обрывочных суматошных речей женщины он узнает историю ее жизни. Наивная деревенская девушка забеременела от городского парня, приехавшего «на картошку». Родственники заставили Леню, как зовут мужа нашей «Гупешки», жениться на ней. Но их дочь умерла еще маленькой, а сам Леня постоянно попрекает жену, что мол, он вывез ее из деревни, и она теперь ему по гроб жизни должна быть благодарна. А та и рада, через слово повторяет – Леня то, Леня се…

Повторяет, пока сам Паша, ужаснувшись от того, что сделали с этой женщиной, не назовет ее впервые по имени – Тома. Тамара значит… И уже Тома застынет на месте, от того, что впервые за многие годы ее позвали так, как когда-то это делала мать…

Дальше история, старая как мир. В том числе, со столь же старым как мир продолжением в духе: «Те же и муж». Леня – Леонид, наряженный, как палач, в красную рубаху, придет вершить «суд и справедливость», как он это представляет. А точнее – мучить беззащитную «Гупешку», что он привык делать на протяжении уже многих и многих лет…

Но и здесь вас ждет пара неожиданных поворотов, выводящих сюжет совсем в нетривиальную плоскость…

Спектакль получился на удивление трогательным, то заставляя смеяться, то вызывая слезы на глазах у зрителей. И вправду, впору поплакать над судьбой незадачливой Томы – «Гупешки», доброй и невезучей женщины, которой ни за что исковеркали жизнь. В сценариях и пьесах Василия Сигарева, неоднократного лауреата «Кинотавра», получившего в 2012 году главный приз фестиваля восточноевропейского кино «goEast» за мрачную драму «Жить», вообще нередко поднимается эта тема – тема человеческой жестокости, нравственных и физических страданий. Особенно нравственных. Чисто русская «достоевщина», пусть и приправленная иногда, как вот в этом случае, толикой простецкого бытового юмора.

В общем, если ждете легкого развлечения, то лучше сходите на что-нибудь другое. Ну а если серьезные, с суровым психологическим подтекстом произведения вас не пугают, то сходить на спектакль очень даже стоит.

Павел ЛЕВОЧКИН