«Варяги» погрузили калужан «во мрак средневековья»
Клуб исторической реконструкции и фехтования "Дружина "Рысь" решил 14 июня развернуть во дворике Калужского областного краеведческого музея "Варяжский двор". Реконструкторы занимаются особым периодом в истории страны - ранним русским средневековьем. Они сосредоточились на той эпохе, когда варяжские дружины служили русским князьям. Погружение в прошлое началось с демонстрации варяжской амуниции. Витязи с удовольствием позировали. Этот варяжский воин, как он говорит, служит Новгородскому князю в XII веке. Все - от шлема, сделанного по образцу, найденному в десятинной церкви в Киеве, до обуви - аутентичное.
"Мы тщательно изучаем эпоху, поэтому все делается по историческим находкам. Все должно соответствовать истории. Тканевое на мне - все это сшила моя девушка", - рассказывает реконструктор.
Даже обувь,и та скроена по находке, сделанной в Старой Ладоге. Так что познавательного здесь было много. В одном углу детишек обучали элементам средневекового боя, созывая их на поле брани трубными звуками древнего рога. После боя одаривали петушками на палочках и давали подудеть. В импровизированном тире лучник рассказывал, какими были варяжские луки, и демонстрировал технологию стрельбы из этого, тоже аутентичного, оружия. Зрители выстроились в большую очередь, чтобы попробовать пустить стрелу самим. Не всем удавалось, но опытный наставник был рядом. Поэтому некоторым удалось-таки отправить стрелу в сторону мишени. Далеко не у всех, правда, получилось попасть в нее. Но некоторые счастливчики добились все же успеха. А потом началась настоящая битва. Варяжский воин в тяжелой амуниции вступил в схватку с легковооруженным горожанином. Что-то они не поделили. И исход этого поединка поначалу не вызывал сомнений. Однако фортуна - дама капризная. Кажется, защитник вольностей своего родного города сам не ожидал, что ныне его день. Таких показательных боев было в этот день несколько. А те, кто не очень увлечен мужскими играми, могли познакомиться с кулинарией той эпохи. Благо среди реконструкторов нашелся историк и повар одновременно - Даниил Румянцев. Пища неприхотливая, походная, но сытная: кисель из желтого гороха, кокурки, калитки и тельное. Все в общем-то известно, особенно деревенским жителям. Кокурки - яйца, запеченные в данном случае в ржаном тесте, встречаются в разных уголках европейской части деревенской России. Как и тельное - блюдо из рыбного фарша. Калитки - лепешки с начинкой из творога, картошки, мяса - заимствованы из кухни финских племен и до сих пор пекутся в северных российских губерниях. А вот кисель из желтого гороха - пища не для всех, уверяет повар-историк.
"Далеко не каждый сейчас посчитает это блюдо вкусным. Но в те седые времена оно было очень распространено", - делится результатами своих исследований Румянцев.
И все же было бы интересно узнать, насколько действительно увиденное соответствует исторической правде.
"Соответствует, - комментирует археолог Игорь Болдин. - Я, конечно, не специалист именно в области варягов, но все, что я знаю об этом периоде русского средневековья - а ведь влияние варягов распространилось на огромные пространства Руси - подсказывает: здесь все вполне достоверно".
Народу, правда, было не очень много - жара и духота выгнала многих калужан за город. Но те, кто пришел, остались, кажется, довольны.